Православная этика. Духовное чтение

О грехе гордости

321233Одним из тяжких грехов, которому подвержены люди, является гордость, т. е. чрезмерно высокое мнение человека о себе и о своих достоинствах. Гордому не нравится, когда при нем хвалят других: ему хочется, чтобы хвалили только его. Он во всем оправдывает себя, а других во всем обвиняет, свой опыт считает единственно правильным и стремится всех поучать.

Как же побороть этот грех?

Помните о том, что гордым Бог противится, то есть  не исполняет их желаний. Гордый тщетно добивается чести, она бежит от него, потому что для достижения своей цели он поступает бесчестно: клевещет, завидует, хитрит, досадует, раздражается. Смирись, достигай хорошего законными путями, и Господь не будет тебе противиться, так как во благом исполняет желания рабов Своих.

Гордым Бог противится потому, что они думают только об удовлетворении своего честолюбия, но, когда появляются завистники, противники, когда приходят жизненные нестроения и скорби, они бывают не рады своему высокому положению: так много рядом тех, кто злорадствует.

Гордым Бог противится и потому, что они, достигнув одной чести, не бывают довольны, а стремятся к другой, и так без конца, пока несчастьем, бесчестием, тяжелой болезнью или смертью Бог не положит конец их гордыне.

Богатые и знатные больше других боятся неприятностей. Действительно, кто может потерять славу и богатство? Конечно, тот, кто их имеет. У кого больше завистников? Без сомнения, у богатых и знаменитых. Даже тот, кто считается другом, на деле оказывается врагом.

Земная слава и богатство не могут удовлетворить нашего бессмертного духа, стремящегося к своему первообразу – Творцу, Спасителю, Промыслителю. Нам надо заслужить не похвалу мира, а похвалу Божию. Что высоко у людей, то может быть мерзостью в очах нелицеприятного Господа и Судии по истине и правде.

Как избавиться от греха гордости?

Святые отцы учат нас этому:

«Видел я некогда все сети, раскинутые по земле врагом человеческого рода, и с глубоким вздохом сказал сам себе: кто может избежать их? – и я услышал в ответ мне голос, который произнес: «Смиренье!» преподобный Антоний Великий.

 «Не огорчайся на людей, выражающих свою гордость и спесь или злобу, изнеженность и нетерпение в отношении к тебе или другим; но, вспомнив, что и сам ты подвержен тем же и большим грехам и страстям, помолись за них и кротко обойдись с ними» — праведный  Иоанн Кронштадтский.

«Надменный и напыщенный не уподобляется ли надутому пузырю или человеку, страждущему водяной болезною и сильною опухолью! Не подобен ли он смешному дитяти, надувающему щеки?» — святитель Иоанн Златоуст.

Смирение божественно, непостижимо. По учению святых отцов оно уподобляет человека Ангелу. Об этом мы читаем и в Священном Писании:

«Сердце сокрушенно и смиренно Бог не уничижит» (Пс. 50,19)

«Смирихся, и спасе мя» (Пс.114,5)

«На кого воззрю? на кроткого и смиренного, трепещущего словес Моих» (Ис.66,2).

«Много высоких и славных, но тайны открываются смиренным, ибо велико могущество Господа, и Он смиренным прославляется» (Сир. 3, 19-20).

 По материалам православных изданий.

 

Опубликовал 16 июня 2016.
Размещено в Православная этика.
.