Православная этика. Духовное чтение

О терпении

123О необходимости формировать в себе терпение говорили многие святые отцы. Так, например, преподобный Ефрем Сирин пишет об этом необходимом качестве следующее:

«Блажен тот, братия, кто приобрел терпение; потому что у терпения есть упование; упование же не посрамляет (Рим. 5, 5). Подлинно блажен и троекратно блажен тот, в ком есть терпение. Ибо претерпевый до конца, той спасен будет (Мф. 10, 22). И что лучше сего обетования? Благ Господь терпящим Его (Наум. 1, 7). Терпение одно не бывает; но оно требуется во многих добродетелях. Терпеливый достигает всякой добродетели. В скорбях он радуется, в нуждах оказывается благоискусным, в искушениях восхищается. Он готов к послушанию, украшен долготерпением, исполнен любви. За оскорбления он благословляет; в ссорах хранит мир, в безмолвии мужествен, в псалмопении не ленив, к постам готов, в молитвах терпелив, в делах неукоризнен, в ответах прям, в исправлении поручения благопокорен, в жизни рачителен, в оказании услуг любезен, в обращении привлекателен, в общежитии с братством приятен, в совещаниях сладок, в бдениях неугрюм, в попечении о странных старателен, в хождении за немощными предупредителен; первый помощник в затруднительном положении, в мыслях трезвен, во всяком деле добр. Кто приобрел терпение, тот приобрел упование. Злополучен и жалок, кто не приобрел терпения. Таковым Божественное Писание угрожает горем. Горе, говорит, погубившим терпение (Сир. 2, 14). Он возметается, как лист ветром, не переносит оскорбления, в скорбях впадает в беспечность. Его легко вовлечь в ссоры. Где нужно терпеть, там он ропщет. Где требуется послушание, там прекословит. В молитвах ленив, в бдениях расслаблен, в постах угрюм, в воздержании нерадив, в ответах медлителен, в делах неисправен, в лукавстве неодолим, в занятиях самоволен, в спорах мужествен, в безмолвии бессилен. В ком нет терпения, тот чужд всякого упования. Поэтому всякого, кто, подобно мне, нетерпелив, умоляю приобрести терпение, чтобы спастись».

    Эти слова преподобного Ефрема Сирина, молитву которого мы читаем во время Великого поста, должны и могут стать духовным руководством для каждого из нас. О великой пользе терпения рассказывает и притча «Колодец»

«Однажды осел упал в колодец и стал громко кричать, призывая на помощь. На крики прибежал хозяин и развел руками: вытащить было невозможно.

Тогда он рассудил так: «Осел уже стар, и ему недолго осталось, а я все равно хотел купить нового и молодого. Колодец уже совсем высох, и я уже давно хотел его засыпать и вырыть новый. Так почему бы не убить двух зайцев: засыплю-ка я старый колодец  и ослика закопаю». Недолго думая, пригласил своих соседей, взялись за лопаты и стали бросать землю в колодец. Осел сразу понял, что к чему, и начал громко кричать, но люди не обращали внимания и продолжали свое дело. Однако очень скоро ослик замолчал. Когда хозяин заглянул в колодец, он увидел следующую картину: каждый кусок земли, падавший на спину ослика, он стряхивал и приминал ногами. Через некоторое время ослик оказался наверху и выпрыгнул». Поистине терпение  и труд все перетрут.

    Терпение нужно выковать всю жизнь. Только терпеливый человек, который понес тяготы окружающих, может войти в Царствие Небесное.

                                                           По материалам православных изданий.

Опубликовал 15 июня 2016.
Размещено в Православная этика.
.