Православный катехизис

По многочисленным просьбам прихожан мы продолжаем знакомить наших читателей с церковными богослужениями.

Продолжение. Начало в №№ 5-12, 2015 год.

Чтение Апостола и Евангелия

По окончании тропарей и кондаков священник возглашает: «Яко Свят еси, Боже наш,…», а затем: «Господи, спаси благочестивыя и услыши ны». Эти возгласы сохранились со времен византийской службы, за которой присутствовал император. И сразу следует пение Трисвятого: «Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Бессмертный, помилуй нас». Во время пения Трисвятого совершается восхождение священнослужителей на горнее место в алтаре. Восхождение на горнее место происходит для слушания Священного Писания, поэтому именно оттуда предстоятель преподает всем собравшимся мир для нащего слышания прокимна — стиха из Священного Писания, чаще всего из Псалтири. Для прокимена стих выбирается особенно сильный, выразительный и подходящий к случаю. После чтец возглашает соответствующий отрывок из апостольских посланий. В это время совершается каждение алтаря, иконостаса, духовенства и всех молящихся.

Затем следует чтение Евангелия, а сразу после него – сугубая ектения, которая начинается словами: «Рцем вси от всея души и от всего помышления нашего рцем», во время которой мы молимся о предстоятеле нашей Церкви – Святейшем Патриархе, правящем архиерее, о богохранимой стране, народе и воинстве, о всех предстоящих и молящихся, делающих доброе для храма, поющих и предстоящих людях, ожидающих великой милости от Господа. На каждое прошение хор трижды отвечает: «Господи, помилуй!», и каждый из нас должен в сердце своем повторять эту молитву. После сугубой ектении полагается ектения заупокойная, в которой мы поминаем всех усопших православных христиан.

Ектения об оглашенных

Ектенией об оглашенных заканчивается часть, называемая литургией верных. Мы молимся о тех, кто еще только готовится принять Таинство Крещения и стать частью Церкви Христовой. После этого некрещеные должны покинуть храм до окончания литургии. Сейчас это установление соблюдается не очень строго, а в древности в храме были специальные люди, которые следили, чтобы на литургии верных присутствовали только христиане, ведущие благочестивый образ жизни и не совершившие тяжких грехов.

Опубликовал 4 февраля 2016.
Размещено в Православный катехизис.
.

Ранее в этой же рубрике: