Почему мы не ходим в церковь

Продолжение. Начало в №№ 5-12 2015 год.

Мы очень часто находим множество причин для того, чтобы не идти в церковь. Вот еще два объяснения нашей лени.

 «Я не понимаю, что в церкви говорят»

Пришел, допустим, первоклассник в школу, посидел, послушал, что говорят на уроках, сказал: «Мне непонятно!», собрал ранец и пошел домой: «Лучше останусь дошкольником». В первом классе нам многое было непонятно из программы десятилетки, но в школу мы ходили, каждый день вставали по будильнику. Преодолевали свою лень (вот что еще маскируется под этими якобы вескими причинами). Изучать английский язык мы не бросаем, сказав: «Слишком много непонятных слов!». Так же и здесь. Начни ходить в церковь – с каждым разом будет понятнее. Да ведь уже многое понятно. «Господи, помилуй!» — понятно. «Слава Отцу и Сыну и Святому Духу!» — понятно. В молитве «Отче наш» все понятно. А ведь это главные молитвы. Если вслушиваться, будет понятно и многое другое, все больше и больше. Язык богослужения, церковнославянский язык, особый. На нем легче говорить с Богом. Это великое наше сокровище. Его нельзя полностью перевести, заменить русским языком. Богослужение воспринимается не только разумом: это благодать, это особая красота. Оно обращено к душе человека. Оно и для глаза, и для уха, и для обоняния. Все вместе питает душу человека, и душа меняется, очищается, возвышается, хотя разум и не понимает, что с ней происходит. Никто не выходит из храма таким же, каким в него вошел. Купи Евангелие, читай дома на современном русском языке. Все это, слава Богу, сегодня доступно. Один молодой человек сказал как-то батюшке, что не может ходить в церковь, пока не поймет, что там происходит. Батюшка спросил его:

— А ты понимаешь, как у тебя в животе пища переваривается?

— Нет, — чистосердечно признался молодой человек.

— Тогда не ешь, пока не поймешь! – посоветовал ему батюшка.

 «Читать и слушать Евангелие трудно»

Совершенно верно. И это тоже говорит о том, что это дело нужное. Это не развлечение, которое бывает легким. Мы видим в жизни: все настоящее, все полезное связано с трудом, с усилием. Вырастить хлеб, приготовить вкусный ужин, построить дом, получить образование, родить и воспитать ребенка – разве это не требует труда? Но мы идем на это, потому что хотим видеть результат. Результаты всякого труда: чтения Евангелия, молитв, хождения в храм, поста, участия в Таинствах, борьбы со своим грехом — самые великие. Эти результаты: любовь, терпение, чистая совесть, мир в душе и мир с людьми – уже здесь. А там, в будущей жизни, вечная радость с Господом. Никакие наши обычные труды таких великих результатов не дают. Все в Евангелии не может быть понятно до конца ни одному человеку, потому что это Слово Божие, а Бог для нас, людей, в полноте непостижим, потому Он и Бог. Он и дал нам это сокровище, чтобы мы приобщались Его бездонной мудрости, чтобы мы разумно поступали в жизни. Разве мы не убеждались много раз, что способны ошибаться, да еще как! Но в главном нашем деле, деле спасения души, ошибка может быть слишком серьезной: душа может удалиться от Бога, лишиться вечной райской жизни и может быть ввержена в вечную адскую муку. О том, как спасти свою бессмертную душу для жизни вечной, как нам жить по любви, без которой жизнь не имеет смысла, и написана книга – Евангелие.

Опубликовал 4 февраля 2016.
Размещено в Уроки христианской добродетели.
.

Ранее в этой же рубрике: