Ответы пастыря

— Мне очень хотелось бы узнать, что происходит с душой после смерти. Бабушки об этом говорят разное. Ольга.

Мы уже рассказывали об этом в нашей газете, но многие прихожане просят повторить ответ на этот вопрос.

— На пути к престолу Божию восходящая душа проходит испытания по своим земным делам. Испытания эти называются мытарствами. Святой Макарий Александрийский по откровению от Ангела говорит, что после поклонения Богу в третий день повелевается душе показать различные обители святых и красоту рая. Все это душа рассматривает шесть дней и, созерцая красоту рая, она изменяется и забывает скорбь свою, которую имела, будучи в теле. Но если она виновата в грехах, то начинает скорбеть и укорять себя, что провела жизнь в беспечности и не послужила Богу, как положено. После рассмотрения рая душа на девятый день от разлучения со своим телом опять возносится Ангелами на поклонение Богу. Близкие в этот день молятся об усопшем, чтобы душа его удостоилась быть причисленной к лику святых и получила награду райского блаженства.

Особое значение имеет сороковой день. Первые апостолы узаконили в Церкви Христовой ветхозаветный обычай оплакивать умерших в течение сорока дней. На основании этого Святая Церковь с древнейших времен установила правило творить поминовение усопших в течение сорока дней (сорокоуст) и особенно на сороковой день. Как Христос победил искушение диавола, пробыв сорок дней в посте и молитве, так и Святая Церковь, принося в продолжение сорока дней молитвы, милостыни и бескровные жертвы по усопшем, помогает почившему силой Божией победить воздушного князя тьмы и получить Царство Небесное.

По свидетельству святого Макария Александрийского, после второго поклонения Господь повелевает показать душе ад со всеми его муками. В продолжение тридцати дней душа, водимая по аду, трепещет, чтобы самой не быть удостоенной такой печальной участи. В сороковой день оканчиваются мытарства, и душа в третий раз возносится Ангелами на поклонение Богу, который, совершая частный суд, определяет соответствующее ей место в ожидании Страшного суда по ее земным делам и по благодати молитв Церкви и близких в течение этих сорока дней.

Но суд сорокового дня — суд частный, определяющий положение души только до времени окончательного Страшного суда, и по учению Православной Церкви, положение это может измениться по нашим молитвам за усопшего и совершении милостыни и добрых дел в память о нем.

В свидетельство того, что память не расторгала духовного союза между душами усопших и живущих (на основании слов Спасителя «Бог же не есть Бог мертвых, но живых, ибо у Него все живы»), существует обычай поминать усопшего каждую годовщину по смерти (в первый год поминовение совершается также и в полгода), в день рождения и в день Ангела. В эти дни собираются самые близкие родственники, чтобы помянуть усопшего молитвой за совместной трапезой. В церкви же подают записку на литургию, заказывают обедню или панихиду. Кроме того, дома мы должны молиться о упокоении почивших сродников каждый день. И, конечно, следует помнить о том, что Церковью установлены особые дни поминовения почивших христиан. Их называют в народе родительскими субботами. В церковном году их несколько. 10 октября была Покровская родительская суббота, 7 ноября будет Димитриевская родительская суббота. Наша святая обязанность – помолиться о спасении душ почивших сродников, близких. Мы уже не раз говорили о том, что, прежде всего, надо прийти в храм на всенощное бдение накануне родительской субботы, на службу в субботу, написать церковную записку о упокоении, заказать панихиду, обязательно подать милостыню, даже если вам совсем не нравятся просящие подаяния, и только потом посетить могилки дорогих вам людей. Церковь предостерегает нас от распития спиртных напитков на кладбище.

Опубликовал 13 октября 2015.
Размещено в Ответы пастыря.
.

Ранее в этой же рубрике: