Храм святителя Николая

Храм Святителя Николая

В конце девятнадцатого — начале двадцатого века купеческая слобода Кукарка была одним из наиболее развитых в экономическом отношении поселений Вятской губернии. Этому способствовало ее выгодное географическое положение (реки Пижма и Вятка служили отличными транспортными путями), а также природная хватка, сметливость, предприимчивость жителей слободы. Недаром их называли «кукаре большеголовые», то есть умные, находчивые, сообразительные. Вероятно, именно эти качества помогли нашим дедам и прадедам совершить почти невозможное: в черные годы атеистического лихолетья продолжали действовать Покровский храм в Советске и Николаевская церковь в селе Завертная. Если учесть, что во всей нашей стране перед войной насчитывалось менее ста действующих церквей, то мы просто обязаны низко поклониться нашим мудрым прадедам, жителям православной слободы, сумевшим с Божией помощью сберечь эти святыни. История Николаевской церкви начинается в 1876 году. На средства прихожан, жителей села Николаевское и деревни Завертная (село и деревня впоследствии слились, и власти, чтобы навсегда вытравить из сознания людей имена святых, оставили название Завертная), была построена деревянная церковь, престол освящен 24 октября 1877 года. В 1901-1907 г.г. строится каменный храм, который стал украшением всей округи. Далеко были видны его купола, позолоченный крест сверкал на солнце. Колокольный звон слышали в деревнях, находившихся на расстоянии нескольких километров от Завертной. Иконостас поражал верующих своей удивительной красотой.

Очень значимым для крестьян событием явилось открытие в 1878 году церковно-приходской школы. Учредителем ее стал священник Константин Михайлов. В его квартире и размещалась школа. Обучение было бесплатным. Батюшка содержал школу на собственные средства, покупал книги, учебники.

После 1917 года власти не раз и не два пытались закрыть церковь. Спасли свою возлюбленную святыню верующие. Вот что рассказала Клавдия Андреевна Владимирова (1931 года рождения), которая о событиях тех лет знала со слов своего отца, так как он входил в церковную двадцатку: «После революции церкви в Советске закрывали, священников забирали, некоторых расстреляли на Бобыльских лугах. Дошла очередь и до села Завертная. Приехали из города власти с милицией и хотели опечатать церковь. Моментально местные мальчишки разнесли по селу эту весть. Со всех концов стал собираться народ. Милиционеры вывели священника из церкви и хотели его увезти, посадили в тарантас. Но люди, увидев это, набросились на подводу, окружили священника, закрыв его своими телами. При этом кричали: «Не отдадим своего батюшку!» Участвовали, в основном, женщины и дети. Мужчины стояли, наблюдали за происходящим (боялись репрессий). Народ пошел в храм. Батюшка отслужил благодарственный молебен. Церковь отстояли всем селом, не дали закрыть. Позже приезжали из города, снимали с колокольни колокола. Самый большой колокол не могли снять целиком, его разбивали на месте и спускали по частям. Церковь и без колоколов продолжала существовать — одна на всю округу. Со всех сторон съезжались верующие, в основном, из города, венчались в церкви, крестили детей».

Семья члена церковной двадцатки Андрея Иванович Тарасова (конец 40-х — начало 50-х годов прошлого века).

И позднее, в 50-60-е годы, жителям Завертной приходилось спасать своего батюшку. Вот что рассказал об этом ученику Лесниковской школы Подузову Андрею (под руководством учителя-энтузиаста Алевтины Александровны Галкиной школьник изучил историю церкви — огромное спасибо им за это!) житель города Советска Вячеслав Павлович Милютин: «Летом 1962 года приехал наряд милиции, так как прихожане отказались выполнять решение сельского совета о закрытии храма. Бабушки собрались на паперти, препятствуя наряду милиции, а батюшка закрылся в храме и проводил ежедневную службу. Приехал даже начальник милиции, но и ему они не подчинились. Тогда он приказал вскрыть двери. На паперть они попали, но, чтобы попасть в храм, нужно было взломать еще одни двери. Видимо, устав от старания, начальство разъехалось, оставив постоянный пост из трех милиционеров». Однако закрыть храм власти так и не смогли: наши бабушки, «белые платочки», снова с Божией помощью защитили его. Об этом рассказала Вячеславу Павловичу алтарница Александра Хоробрых. Впрочем, многие в Советске до сих пор помнят все это, потому что наши мамы и бабушки ходили и ездили в Завертную, в Николаевскую церковь, а потому хорошо знали все, что было связано с попытками власти закрыть храм.

Слева направо: 1-й ряд — Михаил Федорович Подузов (староста), отец Семион, Василий Евгеньевич Тарасов (староста). 2-й ряд (слева направо): монахини Анна, Мария, матушка Пелагея, монахиня Аполлинария.

Николаевский храм стал настоящим спасением для верующих не только Советского, но и Пижанского, Лебяжского, Арбажского, Верхошижемского районов и даже соседних областей. В тяжкие годы Великой Отечественной войны церковь стала настоящим духовным спасением для тех, у кого сыновья, мужья, отцы, братья сражались против фашистов. Вера помогала людям выстоять, вынести тяжелейшие испытания, пережить страдания. А батюшки всегда находили слова поддержки и утешения всем, кто в них нуждался.

Несмотря на то, что в Покровском храме города Советска также совершались богослужения, в Завертную ехали крестить детей, венчаться, отпевать почивших близких многие горожане. Ведь одно только появление в церкви могло стать причиной увольнения под надуманным, сфабрикованным предлогом. Вот и несли люди церковные записочки и деньги на свечи нашим дорогим бабушкам, которые не боялись никакого наказания и, несмотря ни на какие запреты, шли в храм Божий. А Завертная была все-таки подальше от бдительного ока контролеров, и поэтому люди шли и ехали туда отовсюду. Настоящее мужество проявлял настоятель храма отец Михаил, о котором в нашем городе и в самой Завертной до сих пор помнят люди. Несмотря на запреты властей, он продолжал совершать все церковные требы.

Отец Михаил Кокорин, настоятель церкви в 70-80-е годы.

Делал он это даже ночью. Наверняка батюшка понимал, к чему это могло привести. Ведь в 30-е годы репрессиям подвергся и клир Николаевской церкви: священники Михаил Сергеевич Попов (1879 года рождения), Михаил Павлович Тимошевский (1876 года рождения), псаломщик Аркадий Александрович Мочалов (1888 года рождения), бывшие монахини, которые жили в Завертной, Мария Андреевна Кропачева (1891 года рождения) и Анна Игнатьевна Шишкина (1893 года рождения). Их имена занесены в Книгу памяти жертв политических репрессий Кировской области. Конечно, отец Михаил знал об этом. Однако он продолжал свое пастырское служение, и Завертинская, как ее у нас называли, церковь на долгие годы стала источником духовного спасения для сотен и тысяч верующих. Но, безусловно, жесткий контроль со стороны властей привел к тому, что на богослужение шло уже гораздо меньше народа. Люди продолжали соблюдать православные традиции, постились, прятали от постореннего глаза иконы, перед которыми молились, но дома, тайно от всех. И венчались тайно, и крестили детей и внуков, и отпевали почивших родственников. Сколько таких историй рассказали жительницы Завертной Зинаида Тимофеевна Тарасова и Тамара Степановна Елькина, которые сейчас трудятся в церкви!

Исповедник веры, отец Михаил со своей общиной

После того, как в нашей стране началось возвращение к духовным истокам, возрождение православия, храм вновь стал наполняться верующими. Как рассказывают бабушки, в начале 90-х годов сотни человек приезжали в Николаевский храм («целыми автобусами ехали»), особенно в воскресные и праздничные дни. Храм святителя Николая и сегодня поражает своей красотой. Великолепный иконостас, изумительное по своей красоте паникадило, простор — все это вызывает удивительное чувство восхищения, восторга. Сейчас храм окормляет настоятель церкви Покрова Божией Матери протоиерей Николай Смирнов. С чувством огромного уважения и глубокой признательности говорят о батюшке прихожане. Они благодарны отцу Николаю за его стремление благоустроить храм, сохранить его первозданную красоту. В нынешнем году милостью Божией отец Николай закончил восстановление часовни у ключа, в котором, по воспоминаниям старожилов, была обретена икона святителя Николая.

Не иссякает чистая вода источника. Не зарастает дорога к дорогим сердцу каждого христианина храмам. И пока стоят эти храма, будет жить Отечество наше, будет жить православная вера. А в Николаевский храм (его современное название — храм святителя Николая) придут внуки и правнуки тех, кто сохранил, сберег, отстоял эту святыню.

В. Загайнова.

Опубликовал 14 декабря 2010.
Размещено в Общие.
.