28 ноября — начало Рождественского поста

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа! Возлюбленные о Господе всечестные отцы, дорогие братья и сестры! Вот и подошло время Рождественского поста, который предшествует великой радости нашей встречи с новорожденным Христом. Рождественский пост установлен для того, чтобы мы ко дню Рождества Христова очистили себя покаянием, молитвою и постом, чтобы с чистым сердцем, душой и телом могли благоговейно встретить явившегося в мир Сына Божия и чтобы, кроме обычных даров и жертв, принести Ему наше чистое сердце и желание следовать Его учению. По словам Льва Великого, Рождественский пост есть жертва Богу за собранные плоды. «Как Господь ущедрил нас плодами земли, — пишет святитель, — так и мы во время этого поста должны быть щедры к бедным».

Рождественский пост — последний многодневный пост в году. Он начинается 15(28) ноября и продолжается до 25 декабря (7 января).

Его называют еще и Филипповым, потому что начинается он сразу после 27 ноября — дня памяти апостола Филиппа, который был одним из двенадцати учеников Христа. Что мы знаем о нем? Апостол Филипп родился в городе Вифсаиде и был хорошо образован: он изучил Священное Писание и знал пророчества об ожидаемом всеми Спасителе. И пророчества сбылись: Христос пришел в пределы Галилейские и нашел Филиппа. «Иди за Мною», — сказал Господь. Филипп последовал за Ним. Но, избранный Господом в число двенадцати апостолов, он еще не понимал божество Христа. И тогда Иисус захотел исправить ученика, Он явил ему чудо: пятью хлебами и двумя рыбами насытил пять тысяч человек.

Незадолго до Крестных страданий Христа, во время Его прощальной беседы с учениками, Филипп стал просить Учителя, чтобы Тот показал им Отца Своего.

«Столько времени Я с вами, — с кротким упреком ответил Господь, — и ты не знаешь Меня, Филипп? Видевший Меня видел и Отца; как же ты говоришь: покажи нам Отца? Разве ты не веришь, что Я в Отце и Отец во Мне? Слова, которые говорю Я Сам, говорю не от Себя; Отец, пребывающий во Мне, Он творит дела» (Ин. 14, 8-11).

После Воскресения Иисуса Христа апостол Филипп, приняв дары Духа Святаго, сошедшего на апостолов в день Пятидесятницы, стал проповедовать имя Христово.

Он прославился не только тем, что пламенным словом проповедовал веру Христову и проводил к Господу сотни, тысячи человек. С именем Филиппа связано множество чудес, которые потрясали умы и сердца его современников. Так, например, однажды он встретил женщину, которая несла умершего ребенка и горько рыдала над ним. Филипп пожалел безутешную мать. «Встань, — сказал он, простирая руку к умершему, — повелевает тебе Христос». И тот ожил. Счастливая женщина припала к ногам апостола. Это чудо видели люди, находившееся рядом с убитой горем матерью, и вскоре многие были крещены. В городе Азоте он исцелил юную девушку, в другом городе воскресил мертвого.

Проповедуя учение Христа в языческих странах, апостол Филипп при этом прогонял Его именем злых духов. А когда он вновь совершил чудо — исцелил больного (случилось это в Греции), иудеи, ненавидевшие апостола, написали об этом в Иерусалим, откуда вскоре прибыл один из архиереев, который хотел обличить апостола, обвинив его и других учеников Христа в обмане. Но Филипп дал ему достойный ответ, убедивший присутствующих в том, что Христос истинно воскрес: «Не сами ли вы положили печати на гробе и не сами ли приставили к нему стражу; а когда Господь наш воскрес, не разрушив печатей, не вы ли дали золота воинам, чтобы они солгали, будто во время их сна Иисуса мертвого украли ученики? Как же не стыдишься теперь лгать? Сами печати ваши свидетельствуют истину Воскресения Христа, они будут вашими обличителями и в день воздаяния». Архиерей, возмущенный этими словами, в ярости хотел убить апостола, но внезапно ослеп и почернел. То же случилось и с иудеями, желавшими смерти верному ученику Христа, и одновременно заколебалась земля. Все затрепетали от страха. Но по молитве апостола все прозрели, и только архиерей, продолжавший поносить Иисуса, был жестоко наказан: земля поглотила его. Крестив после этого всех, кто уверовал в Христа, апостол Филипп отправился с благовестием по другим городам и селениям Греции. Он просветил верою Христовой также города Эфиопии и Аравии.

Много раз Господь помогал своему любимому ученику: однажды на пути к Палестине на море поднялась страшная буря, не было никакой надежды на спасение, все ждали последней минуты. Тогда Филипп начал молиться, и в воздухе появился светлый образ креста. После этого море стало утихать, волны улеглись.

Язычники ненавидели апостола Филиппа, понимая, что сила его слова, его великие деяния обращают людей к вере Христовой. И тогда они решили жестоко расправиться с ним и с его спутником — апостолом Варфоломеем. Апостола Филиппа повесили на кресте вниз головой. И в это время произошло страшное: земля разверзлась и поглотила градоначальника и всех жрецов, по чьему приказу совершилась страшная казнь. В великий страх пришли оставшиеся в живых. Поспешно бросились они снимать с креста распятых. Варфоломей повешен был невысоко, и его скоро сняли.

Но Филиппа, которого повесили на кресте очень высоко, никак не могли снять, и Господу было угодно, чтобы апостол так и окончил земную жизнь. Святой Филипп обратился к Богу с горячей молитвой о помиловании врагов, отпустил им грехи, просветил ум к познанию истинного Бога. Услышано было моление апостола: земля возвратила из недр своих всех, кроме градоначальника и жрецов, и спасенные единодушно исповедали Христа. После этого Филипп предал дух свой Богу, и его сняли с креста. Варфоломей с честью похоронил тело Филиппа. Это было 14 (27) ноября. На том месте, где во время крестных страданий Филиппа истекла его кровь, через три дня по кончине апостола выросла виноградная лоза как бы в знамение того, что святой Филипп, пролив на земле кровь за Христа, вкушает вечное блаженство в неземном Его Царствии.

Деяния апостола Филиппа и других учеников Христа учат нас тому, какой должна быть наша вера. Господь не требует от нас жертв, подобных тем, какие приносили Его возлюбленные ученики. Только несколько раз в году установлены посты, и христианин должен достойно пройти через подвиг поста, научить себя воздержанию. Но неправы те, кто считает, что главное в эти дни — отказ от запретной еды, а тем более укоряет других, запугивает: будете есть недозволенное, Бог накажет болезнями и несчастьями.

Всегда надо помнить: пост телесный без поста духовного ничего не значит для спасения души. Наоборот, он может быть и духовно вредным, если человек, воздерживаясь от пищи, проникается сознанием собственного превосходства.

Истинный пост связан с молитвой, покаянием, воздержанием от страстей и пороков, искоренением злых дел, прощением обид, воздержанием от супружеской жизни, исключением увеселительных мероприятий. Пост не цель, а средство смирить свою плоть и очиститься от греха.

Без молитвы и покаяния пост становится всего лишь диетой. Постясь телесно, в то же время нам необходимо поститься и духовно: «Постяшеся, братие, телесно, постимся и духовне, разрешим всяк союз неправды», — заповедует Святая Церковь.

Сущность поста выражена в словах: «Постясь от брашен, душа моя, а от страстей не очищаясь, напрасно утешаемся неядением, ибо если пост не принесет тебе исправления, то возненавидена будет от Бога, как фальшивая, и уподобится злым демонам, никогда не ядущим». И, конечно, всем нам следует помнить, что главное назначении постов заключается в стремлении человека к духовным достижениям и ценностям, к очищению души. Говоря о значении Рождественского поста, Лев

Великий пишет, что христианину «всегда надо стараться постом и милостынею истреблять грех». Помочь ближнему своему, позаботиться о нуждающемся, избегать злоречия, подготовиться к великому празднику Рождества Христова — вот к чему должны стремиться мы в эти дни.

О величайшем значении светлого праздника Рождества говорили апостолы: «Храните, братия, дни праздничные и, во-первых, день Рождества Христова». Там же сказано: «День Рождества Христова да празднуют, в он же нечаемая благодать дана человекам рождением Божия Слова из Марии Девы на спасение миру». Христиане первых столетий уже праздновали Рождество Господа нашего Иисуса Христа. Во времена гонений с ними жестоко расправлялись за это. Так, например, в 303 году двадцать тысяч никодимийских христиан были сожжены в самый праздник Рождества Христова. Однако, несмотря на жестокие расправы, христиане на протяжении многих столетий славили в этот день Господа. Так и мы с вами должны встретить этот день с чистым сердцем, просветленной душой.

Дорогие братья и сестры! Пост — время, самое благоприятное для грешной души человеческой, а подвиг поста — дело святое и спасительное. «Пост, — говорит святитель Василий Великий, — добрая страна души, надежный сожитель телу, училище подвижников». Так давайте вступим в это великое время не с унылым лицом, а с лицом радостным, бодрым, подобно воину Христову, выступающему на борьбу с лютым врагом — своей греховной плотью. Желаю каждому из вас милости и помощи Божией, сердца сокрушенного и смиренного, слезного покаяния и крепости духа на нелегком пути покаяния.

Благочинный Кукарского округа,

иерей Михаил Ковальский.

Опубликовал 25 ноября 2010.
Размещено в Общие.
.