«В рождестве девство сохранила еси, во успении мира не оставила еси, Богородице: преставилася еси к животу, Мати сущи Живота, и молитвами Твоими избавляеши от смерти души наша». Тропарь праздника

565«Придите, всемирное Успение Всенепорочныя Богородицы празднуем», — такими словами Святая Церковь возвещает нам о великом сегодняшнем дне и призывает всех праздновать его.

Смерть, будучи завершением земной жизни, бывает разная, как разными бывают сами люди и как неодинаковы их жизни. Поэтому естественно ожидать, что у Божией Матери, жизнь Которой была необычной, и кончина должна быть такой, какой ни у кого из смертных не было. Именно об этом свидетельствует Святая Церковь, называя смерть Богородицы Успением. Итак, смерть Богоматери есть только тихий и спокойный сон или, как говорит Православная Церковь, Успение. Она не заключает в себе ничего страшного и безотрадного для ума и сердца христианина. Напротив, Святая Дева Мария показала в Своем Успении, что смерть для христианина должна быть не предметом страха и отчаяния, а величайшей радостью и светлейшей надеждой, ибо она только сон, более или менее продолжительный, за которым следует радостное пробуждение в новом прославленном теле для неизъяснимой блаженной жизни на небе.

Близко или далеко от вас ваша мать, но, когда она умирает, когда она уходит от вас навсегда, в сердце образуется такая пустота, которую невозможно ничем измерить, пустота, которая растет в течение всей жизни. И вы остро чувствуете иногда, как сладко было знать ее, этого человека, ту, которая любила вас прежде. Каким утешением было сознавать, что где-то в мире есть человек, которым вы всегда любимы, что бы с вами ни происходило. Теперь, когда она закрыла глаза, какой холодной, какой сиротливой стала земля! Но Божия Матерь не уходит во мрак могилы, а переходит от земли к небу, от всемирных скорбей к вечным радостям, от земных унижений к небесной славе. Окончено и для Нее время разлуки с Ее Сыном и Господом. Отныне Она будет видеть Его непрестанно и уже не на кресте, не в унижении, а в величии Божественной славы.

Горний мир встречает Ее с торжеством, ибо доселе он только взирал на Нее как бы издали, как на честнейшую Херувим и славнейшую Серафим. Мир дольний радуется, ибо верит, что во Успении Своем Она не только не оставит его, но получит еще большую возможность ходатайствовать за него перед лицом Своего Сына и Бога. Данное апостолам обещание в известной мере может быть отнесено не только к отдельным людям, но и вообще ко всему человеческому роду. Эта мысль находит свое яркое отражение в словах тропаря сегодняшнего праздника: «Во Успении мира не оставила еси Богородица».

В житии блаженного Андрея Христа ради юродивого повествуется, что этот святой удостоился видеть небесные обители. Глядя на святых, он заметил, что среди них нет Божией Матери, и спросил ангела: «А где Сама Пресвятая Владычица?» Ангел ответил ему: «Ее сейчас нет здесь: Она на земле утешает несчастных, скорбящих и страждущих, отирает слезы вдов и сирот и всех требующих Ее помощи и заступления».

Необходимо только помнить, что Владычица мира пребывает там, где есть вера в Сына Божия, от Нее воплотившегося, где есть вера в Ее всесильное ходатайство перед Спасителем, где есть вера в то, что Матерь Божия есть и наша Небесная Матерь, где есть стремление отобразить, осуществить Ее духовные свойства и добродетели: покорность воле Божией, чистоту и целомудрие, смирение и кротость, терпение, любовь к ближним и участие в их судьбах.

Будем же, дорогие отцы, братья и сестры, стремиться к тому, чтобы всегда быть достойными любви Божией Матери, и Она во Успении своем нас не оставит. Аминь.

Клирик церкви Покрова Божией иерей Иоанн Ковальский.

Опубликовал 27 августа 2014.
Размещено в Общие.
.