7 июня — Троицкая родительская суббота

1450502_originalТроицкая родительская суббота  — это день особого поминовения усопших, несущий в себе очень глубокий духовный смысл.

Поминовение всех умерших христиан установлено в субботу перед Пятидесятницей, чтобы и для усопших благодать всесвя-того и всеосвящающего Духа Утешителя, которой они сподобились еще при жизни, была источником блаженства, так как Святым Духом «всяка душа живится». Поэтому канун праздника, субботу, Церковь посвящает поминовению усопших, молитве о них. Святой Василий Великий, составивший умилительные молитвы вечерни Пятидесятницы, говорит в них, что Господь наипаче в этот день благоволит принимать молитвы об умерших и даже о «иже во аде держимых».

Обычай поминать усопших начинается еще в апостольские времена. Апостол Петр, обращаясь к иудеям, говорил о Воскресшем Спасителе: «Бог воскресил Его, расторгнув узы смерти» (Деян. 2, 24). Апостольские постановления гласят, что ученики Спасителя, исполняясь Духом Святым в Пятидесятницу, проповедовали Господа нашего Иисуса Христа Судиею живых и мертвых. Вот поэтому Святая Церковь издавна призывает совершать перед днем Пресвятой Троицы поминовение всех усопших сродников наших, чтобы спасительная благодать Святого Духа очистила их души. Мы вспоминаем наших сродников, молясь «упокоить души прежде отшедших на месте прохлаждения, яко не мертвые восхвалят Тя, Господи, ниже сущие во аде исповедания дерзнут принести Тебе, но мы, живые, благословим Тя, и молим, и очистительныя молитвы и жертвы приносим Тебе о душах их».

Во всех православных храмах в этот день совершаются заупокойные литургии и панихиды. Соборная заупокойная молитва — это большая помощь почившим, поэтому постарайтесь прийти на службу: в пятницу вечером и в субботу утром. Общая молитва очень важна для усопших. Вместе со всеми во время церковной службы следует попросить у Господа вечного упокоения и прощения для душ умерших родных и близких.

Если вдруг но каким-то объективным и действительно важным причинам вы не сможете прийти на службу, прочитайте вечером в пятницу 17-ую кафизму, помолитесь и в субботу, так как молитва это огромная благодать и спасение для души умершего. Молитва в Троицкую субботу может утолить те чувства, которые мы испытываем к умершим: любовь, благодарность, жалость, сознание своей вины перед ними.

В родительский день многие стараются прийти на кладбище. Это необходимо сделать, но ведь ушедшим в мир иной нужно, прежде всего, церковное поминовение. Конечно, на могилы близких надо сходить, но после службы.

Хорошо в этот день заказать церковную записку о упокоении. Это наиболее привычное церковное обращение людей к Богу, Пресвятой Богородице и святым угодникам Божиим.

«Вот что мы можем сделать умершим сродникам нашим, говорит святитель Димитрий Херсонский. — Пребудем в истинной любви к ним, да обря-щем и мы духовную помощь в час смерти своей, а но смерти вспомянут и они нас с любовию там, как мы с любовию поминаем их здесь; да встретят и они нас с веселием и радостию там, как мы со слезною молитвою проводили их отселе». Святой Иоанн Златоуст не раз подчеркивал необходимость поминовения усопших: «Не напрасно узаконено апостолами творить перед Страшными Тайнами поминовение усопших: они знали, что великая бывает от сего польза для усопших, великое благодеяние» (беседа 3-я на Послание апостола Павла к филиппийцам); «Не напрасно бывают приношения за усопших, не напрасно моления, не напрасно милостыни: все это установил Дух Святой, желая, чтобы мы получили пользу друг через друга» (Беседа 21-я па Деяния апостольские); «Почти умершего милостынями и благотворениями, ибо милостыня служит к избавлению от вечных мук». Л святой праведный Иоанн Кронштадтский в своем труде «Моя жизнь во Христе» пишет: «Некоторые говорят: к чему поминовение имен усопших или живых при молитве за них? Бог, как всеведущий, и Сам знает эти имена, знает и нужды каждого. Но так говорящие забывают или не знают важности молитвы, не знают, как важно от сердца сказанное слово, забывают, что правосудие Божие и милость Божия преклоняются нашею сердечною молитвою, которую Господь, по благости Своей, вменяет как бы самим умершим или живым в заслугу как членам единого тела Церкви. Такие не знают, что и Церковь первородных, на небесех написанных, по любви своей постоянно молится за нас Богу и именно упоминает пред Богом особенно о именах тех людей, которые молятся им, равное за равное. Мы поминали их, они — нас. А кто не поминает но любви своей ближних своих в молитве, тот сам не будет помянут и сам не удостоится поминовения. Много значит на молитве одно слово веры и любви. Много может молитва праведного».

Для христианина нет смерти как исчезновения или прекращения существования. Смерть — это завершение земного пути, своеобразный рубеж, за которым наступает то, к чему он всю жизнь шел и стремился. Кто познал истину и умер в вере, тот победил смерть вместе с Воскресшим Христом. — Церковь не разделяет своих членов на живых и мертвых, у Христа все живы. Любовь к умершим родственникам возлагает на нас, ныне здравствующих, святую обязанность — молиться о спасении их душ. По словам священника Николая Успенского, «…молясь об усопших родственниках, мы доставляем им единственное благо, которого жаждут их души, — помилование от Господа».

Опубликовал 28 мая 2014.
Размещено в Общие.
.