Старец Оптиной пустыни

1 (14) апреля – 100 лет со дня преставления преподобного  Варсонофия Оптинского. Оптина пустынь в истории православной России занимает особое место. Наставления оптинских старцев были просты, правдивы, сердечны, понятны любому человеку. Тем, кто слышал старцев, казалось, что они видят душу приходящего насквозь, видят все ее болезни, знают, как помочь, чем  утешить. Преподобный  Варсонофий   занимает особое место в их ряду. Он обладал всей полнотой даров: прозорливостью, чудотворением, способностью изгонять нечистых духов, исцелять болезни и  сподобился истинных пророчеств о рае. Его видели на молитве озаренным неземным светом. По смерти своей он несколько раз являлся Оптинским инокам.

Каким же был  его путь в святую обитель земли Русской? Преподобный Варсонофий, в миру Павел Иванович Плиханков, родился в Самаре 5 (18) июля 1845 года, в день памяти преподобного Сергия Радонежского. Мать его скончалась при родах, а он остался жив благодаря Таинству Крещения, которое немедленно совершил над ним священник. Большая часть жизни будущего старца Оптиной пустыни (сорок шесть лет)  прошла в миру. Он окончил кадетский корпус, началась блестящая военная карьера. Жизнь открывала перед ним прекрасные возможности: богатство, мирскую славу, светские развлечения. Но он отказался от этого и все  больше приходил к  аскетизму. Комната его напоминала келью монаха простотой убранства, порядком, а также множеством икон и книг. Близкие, сослуживцы никак не могли понять, почему этот красивый, благородный человек живет не так, как все: не женится, избегает балов и званых обедов, других светских развлечений, не бывает в театре. Почему? «С ума сошел, а какой был человек!»

А для него с раннего детства открылся другой – удивительный и прекрасный мир. Все члены семьи были благочестивыми и глубоко верующими людьми, много помогали храму Казанской иконы Божией Матери. С раннего детства мальчик ходил в церковь со своей мамой (только так, с любовью называл он женщину, заменившую  мать), регулярно причащался. Позднее он вспоминал: «Любила мама и дома молиться. Читает, бывало, акафист, а я распеваю тоненьким голоском на всю квартиру: «Пресвятая Богородице, спаси нас!» Пяти лет Павлуша начал прислуживать в алтаре и нередко слышал, как люди предсказывали: «Быть тебе священником!».  На всю жизнь запомнил он случай из детства: «Был я в саду с отцом. Вдруг по аллейке идет странник. И дивно, как он мог попасть в сад, когда сад окружен большими собаками, которые без лая никого не пропускают. Тихо подошел странник к отцу и, показывая на меня ручкой, говорит: «Помни, отец, это дитя в свое время будет таскать души из ада!» И после этих слов он вышел. Потом мы его нигде не могли найти. И Бог его знает, что это был за странник». И еще одна судьбоносная встреча оказала огромное влияние на преподобного. В Москве Павел Иванович встретился со святым  праведным Иоанном Кронштадтским: «Когда я был еще офицером, мне по службе надо было съездить в Москву. И вот на вокзале я узнаю, что отец Иоанн служит обедню в церкви одного из корпусов. Я тотчас поехал туда. Когда я вошел в церковь, обедня уже кончалась. Я прошел в алтарь. В это время отец Иоанн переносил Святые Дары с престола на жертвенник. Поставив Чашу, он вдруг подходит ко мне, целует мою руку и, не сказав ничего, отходит опять к престолу. Все присутствующие переглянулись и говорили после, что это означает какое-нибудь событие в моей жизни, и решили, что я буду священником».

Все больше и больше блестящего военного волновала мысль о монашестве. Вначале она страшила, уход в монастырь казался  невозможным, однако ему хотелось оставить мир. Именно в это время  в одном из духовных журналов он прочитал об Оптиной пустыни и старце Амвросии. «Так вот кто укажет мне, в какой монастырь поступить», — подумал Павел Иванович и взял отпуск. Когда он подходил к Оптинскому скиту, одна блаженная, находившаяся в «хибарке» старца Амвросия, неожиданно с радостью произнесла:

— Павел Иванович приехали.

 — Вот и слава Богу, — спокойно отозвался преподобный Амвросий.

Здесь же, в «хибарке», услышал Павел Иванович слова преподобного: «Через два года приезжайте, я Вас приму». И еще одно событие сыграло важную роль в его жизни. В 1891 году Павел заболел воспалением легких. Когда по просьбе  полковника денщик начал читать Евангелие, будущий старец увидел открытыми небеса и содрогнулся весь от великого страха и света. В эти мгновения перед ним пронеслась вся жизнь. Глубокое и искреннее покаяние испытал он в эти минуты и услышал голос свыше, повелевающий ему идти в Оптину пустынь. По словам старца Нектария, «из блестящего военного в одну ночь, по соизволению Божиему, он стал старцем». К удивлению всех, больной стал быстро поправляться, а по выздоровлении поехал в Оптину. Преподобный Амвросий велел ему закончить все дела в течение трех  месяцев и сказал, что если он не приедет к сроку, то погибнет. В последний день этого срока пришел он в Оптину пустынь, но так и не встретился с человеком, благословившим его на монашеский подвиг: преподобный Амвросий уже отошел ко Господу. Но именно с его благословения начинает свой иноческий путь преподобный Варсонофий, оставивший глубокий след в истории Оптиной пустыни.

По всей стране шла слава о нем, особенно в трудные для православной России годы начала XX века. Ушли в вечные обители святой праведный Иоанн Кронштадтский, преподобный старец Варнава Гефсиманский. Православное Отечество наше ждали тяжелейшие испытания: жестокая  война и страшная революция. А потому православные нескончаемым потоком шли и ехали в благословенный Оптинский скит к преподобному Варсонофию за исцелением истерзанных, истомленных грехом душ, стремились за ответом на вопрос: как жить, чтобы спастись? Он видел человеческую душу, и по молитвам ему открывалось самое сокровенное в человеке. Это давало преподобному возможность лечить души людские, направлять на путь истинный, исцелять болезни, душевные и телесные, изгонять бесов. Его дар прозорливости особенно проявлялся при совершении им Таинства исповеди. Одна из тех, кому старец помог в духовном становлении, С.М. Лопухина, рассказывала, как, приехав шестнадцатилетней девушкой в Оптину пустынь, она пришла к  старцу, который позвал ее в исповедальню и там пересказал всю ее жизнь. Он говорил о ее проступках, точно указывал даты, называл людей, с которыми эти проступки  были связаны.  А потом произнес: «Завтра ты придешь ко мне и повторишь мне все, что я тебе сказал. Я хотел тебя научить, как надо исповедоваться». Разными путями шли люди к преподобному Варсонофию, но встреча с ним меняла их жизнь. Он умел найти нужные слова, он молился за измученных, страдающих, запутавшихся, разуверившихся людей и учил их покаянию, примирению с Богом.

Только несколько раз за все время своей монашеской жизни преподобный Варсонофий покидал столь дорогую для него Оптину пустынь —  по послушанию. В 1910 году «за послушание» ездил на станцию Астапово для напутствия умиравшего Л.Н. Толстого. Впоследствии он с глубокой грустью вспоминал: «Не допустили меня к Толстому… Молил врачей, родных, ничего не помогло… Хотя он и Лев был, но не смог разорвать кольцо той цепи, которою сковал его сатана».

В 1912 году преподобного Варсонофия назначают настоятелем Старо-Голутвина Богоявленского монастыря. Несмотря на великие духовные дарования старца, нашлись недовольные его деятельностью. Путем жалоб и доносов он был удален из Оптиной. Смиренно просил он оставить его в скиту для жительства на покое, просил позволить ему остаться хотя бы и в качестве простого послушника. Мужественно перенося скорбь от разлуки с любимой Оптиной, старец принимается за благоустройство вверенной ему обители.  Как прежде, стекается к преподобному Варсонофию народ за помощью и утешением. И он, сам уже изнемогавший от многочисленных мучительных болезней, принимает всех, врачует телесные и душевные недуги, наставляет, направляет на спасительный путь. Здесь по его молитвам совершается чудо исцеления глухонемого юноши. «Страшная болезнь — следствие тяжкого греха, совершенного юношей в детстве», — поясняет старец его несчастной матери и что-то тихо шепчет на ухо глухонемому. «Батюшка, он же Вас не слышит, — растерянно восклицает мать, — он же глухой…» — «Это он тебя не слышит, а меня слышит». Он снова произносит что-то шепотом на самое ухо молодому человеку. Глаза того расширяются от ужаса, и он покорно кивает головой. После исповеди преподобный Варсонофий причащает его, и болезнь оставляет страдальца.

Меньше года управлял старец обителью. Страдания его во время предсмертной болезни были поистине мученическими. Преподобный отказался от помощи врачей, ничего не ел, только причащался каждый день.  «Оставьте меня, я уже на кресте».  Утром первого (четырнадцатого) апреля батюшка тихо вздохнул и почил. Лицо его, по словам келейников, приняло выражение необыкновенной кротости, смирения и радости. Святейший Синод и митрополит Московский Макарий благословили похоронить старца в Оптиной пустыни, куда при жизни он стремился всем сердцем. Когда процессия появилась у пустыни, ее встречало множество людей. Плакали все иноки, рыдали богомольцы, едва выговаривал литийные возгласы отец Феодосий. Около двух часов дня процессия вошла в ворота обители. Преподобный Варсонофий вернулся в родную обитель.

В 1996 году преподобный Варсонофий был причислен к лику местночтимых святых Оптиной пустыни, а в августе 2000 года  юбилейным Архиерейским Собором  Русской Православной Церкви прославлен для общецерковного  почитания.  Мощи его покоятся во Владимирском храме Оптиной пустыни.

Опубликовал 4 апреля 2013.
Размещено в Общие.
.