О грехе празднословия

О том, что празднословие греховно и непозволительно, говорится и в Евангелии: «Говорю же вам, что за всякое праздное слово, какое скажут люди, дадут они ответ в день суда» (Мф. 12:36). За все сделанное и сказанное нами придется отвечать. Поэтому христианин благодарит Господа Бога за каждый день своей жизни и делает все продуманно и целеустремленно. Он дорожит своим временем и не тратит его на праздные, пустые и ненужные дела и разговоры.

Святой праведный отец Иоанн Кронштадтский в своем дневнике «Моя жизнь во Христе» пишет так: «Пустыя речи, или, как говорят, переливание из пустого в порожнее, уносят из сердца живую веру, страх Божий и любовь к Богу». Жизнь христианина имеет большое значение. Цель ее — очистить человека от греха, приблизить его к Господу Богу и наследовать жизнь вечную. Чтобы это достичь, нужно жить по заповедям Закона Божия. Праздность, пустые разговоры являются не только потерей драгоценного времени, но и порождают другие грехи: осуждение, клевету, злоречие, сквернословие, сплетни и т. п. Празднословие может быть плохой привычкой и даже страстью.

Чтобы не грешить празднословием, нужно заняться чем-то полезным. Ничто так не порождает празднословие, как безделие. Нужно помнить, что гораздо лучше молчание, чем многословие и пустые разговоры. Вспомните народную мудрость: «Слово – серебро, а молчание – золото».

Кроме того, чтобы не грешить празднословием, нужно следить за тем, что мы говорим, и обуздывать свой язык.

Святые отцы советуют:

«Кто бегает языка, который злословит ближнего, тот и сам избежит порока злословия» — святитель Нил Синайский.

«Больше дела, меньше слов. Слова без дел не всегда полезны» — преподобный Марк Подвижник.

«Никакое гнилое слово да не исходит из уст ваших, а только доброе» — апостол Павел (Еф. 4, 29).

«…говорившим худо надо страшиться и трепетать, потому что они за свое злоязычие потребованы будут к суду. Поистине это диавольская сеть, это такой грех, который никакого не приносит удовольствия, а только один вред…Если изрыгаемые им слова так много огорчают других, то еще гораздо большую скорбь причинят они душе, породившей их…Зачем же ты оскверняешь себя и мараешь грязью? Стоишь на небесах и предаешься злословию? Удостоился лобызать Господа и произносишь злословие? Оставь это, прошу тебя. Такое поведение производит великие бедствия. Чего заслуживает тот, кто произносит дерзкие слова? Научим свои уста благоречию! Отсюда происходит великая польза, а от злоречия – великий вред… Кого ты злословил и поносил, проси у них наказания (прощения)». – святитель Иоанн Златоуст

И, конечно, совершенно недопустимы разговоры в церкви. Как часто, придя в храм и встретив там знакомых, мы забываем о том, что пришли в дом Божий, что идет литургия. О чем только ни беседуем мы, не обращая никакого внимания на молитвы, церковное песнопение. Батюшка произносит слова проповеди, обращенные к нам, к нашей душе, а мы обсуждаем свои болячки, судим-рядим своих знакомых. Некоторые умудряются даже по мобильному телефону поговорить. К нам, забывающим о том, с какой целью пришли на богослужение, обращены слова святителя Ефрема Сирина:

«Кто любит развлечения и ненавидит безмолвие, тот много потерпит скорбей; а безмолвствующий в смиренномудрии возвеселится о Господе. Кто не хочет терпеливо простоять Божию службу, тот многое утратит; а кто стоит с благоговением и терпением, тот будет услышан. Кто празднословит во время Божией службы, тот подвергнется сугубому порицанию за то, что отвлекает от молитвы как того, с кем разговаривает, так вместе и тех, которые стоят близ него».

Опубликовал 25 октября 2010.
Размещено в Уроки христианской добродетели.
.

Ранее в этой же рубрике: