«Во всю землю изыде вещание их, и в концы вселенныя глаголы их»

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа! Дорогие братья и сестры! Господь наш Иисус Христос пришел на землю, чтобы спасти род человеческий. Слова Его, обращенные к людям, были исполнены глубочайшего смысла и несли свет Истины. Приняв Его учение, апостолы пошли вслед за Тем, кого называли своим Учителем. «Во всю землю изыде вещание их, и в концы вселенныя глаголы их»,  — так воспевает царь Давид учеников Христа, которые понесли людям слово Господа. Каждый из них был избран Учителем, но среди многих особое место заняли святые первоверховные апостолы Петр и Павел. За свою пламенную ревность и горячую любовь к Господу Иисусу Христу они названы первоверховными. Претерпев болезни, скорби, гонения, бедствия, святые апостолы несли миру свет Христова учения.

Святой апостол Петр был родом из небольшого городка Вифсаиды. Это был простой рыбак, всю жизнь свою в трудах добывавший пропитание. Господь призвал его, и он, поняв все величие и силу Его учения, следовал за Ним неотступно. За свою любовь к Спасителю он удостоился стать избранным учеником Его вместе с Иаковом и Иоанном Богословом. Эти апостолы стали свидетелями многих божественных тайн, им Христос открыл то, что определило судьбы человечества. Непростым был этот путь к Истине. Ведь именно апостол Петр отрекся от Христа во дворе первосвященника, но его горькое раскаяние было принято Господом, потому что слезы нашего покаяния дороги Спасителю. До конца своей жизни апостол Петр оставался верным и преданным учеником Господа нашего Иисуса Христа.

Когда в Сионской горнице Святой Дух сошел на учеников Христа, апостол Петр получил дар проповедовать Его учение. Именно он обратился к иудеям, потрясенным тем, что произошло в день Пятидесятницы. «Покайтесь, и да крестится каждый из вас во имя Иисуса Христа для прощения грехов; и получите дар Святого Духа», — сказал он, обращаясь к собравшимся. Его вдохновенная проповедь обратила в тот день к Христу тысячи иудеев. Он понес людям слово Господа нашего Иисуса Христа, и, где бы апостол Петр ни проповедовал, везде люди обращались к вере Христовой. В Риме его заключили в темницу. Святой апостол, не отрекшийся от Учителя, принял мученическую смерть: в 67 году от Рождества Христова был распят на кресте вниз головой. Церковное предание гласит, что, когда император Нерон начал гонения на христиан, римские христиане просили апостола Петра уйти из города, чтобы он мог спастись. Когда он вышел из Рима, то на окраине города увидел идущего навстречу ему Спасителя. Апостол спросил Его: «Куда Ты, Господи, идешь?» Господь же отвечал ему: «Иду, чтобы вторично быть распятым». Апостол понял, что для него наступил тот час, когда он должен прославить Бога своей смертью. Он вернулся в город и был осужден императором Нероном на распятие. Считая себя недостойным того, чтобы принять такую же смерть, как Господь, апостол Петр просил, чтобы его распяли вниз головою.

Мученическую смерть за Христа (усекновение мечом) принял и апостол Павел, но его путь был совсем иным. До того времени, когда он обратился к Христу, его звали Савлом. Он был гонителем христиан, предавал их мучениям. Но однажды, когда он направлялся в Дамаск, услышал голос: «Савл, Савл! Что ты гонишь Меня?» Поняв, что это Господь обратился к нему, потрясенный Савл спросил: «Кто ты, Господи?» и услышал в ответ: «Я Иисус, Которого ты гонишь». Небесный свет, воссиявший при этом, был таким, что Савл ослеп, и только после того, как крестился с именем Павел, прозрел. Это было не только физическое, но и духовное прозрение. Господь избрал его для проповеди евангельской истины среди язычников. Апостол Павел прошел пешком много стран и везде устраивал Церковь Христову. Понявший и принявший учение Христа, он нес это учение тем, кто нуждался в помощи, поддержке и утешении, хорошо понимая, какое значение для спасения человека имеет проповедь Евангелия, а потому с пламенной ревностью и любовью трудился над благовестием Христовым. Нет числа тем страданиям, испытаниям, скорбям и искушениям, которые выпали на его долю. Вот как он сам говорит об этом в одном из посланий: «Я гораздо более был в трудах, безмерно в ранах, более в темницах и многократно при смерти. От иудеев пять раз дано мне было по сорока ударов без одного; три раза меня били палками, однажды камнями побивали, три раза я терпел кораблекрушение, ночь и день пробыл во глубине морской…часто в бдении, в голоде и жажде, часто в посте, на стуже и в наготе. Кроме посторонних приключений, у меня ежедневно стечение людей, забота обо всех церквах». Пламенного ученика Христа отличала необычайная любовь к людям: «Кто изнемогает, с кем бы и я не изнемогал? Кто соблазняется, за кого бы и я не воспламенялся?» (2 Кор. 11, 23-29). Святитель Иоанн Златоуст говорит, что эта любовь была шире всякого моря и сильнее всякого огня. Святая душа его обнимала всю вселенную. Святой апостол Павел всех любил так, как ни один самый нежный отец не любит своих детей.

Дорогие братья и сестры! Сегодня, когда Святая Церковь празднует память святых первоверховных апостолов Петра и Павла, мы должны вспомнить, сколько скорбей, гонений, искушений испытали они. Несмотря на все опасности и лишения, они радовались, ибо знали, что только многими скорбями надлежит нам войти в Царствие Божие (Деян. 14, 22). Их жизнь и подвиг служения Христу должны стать примером для нас. Ведь даже самая малая скорбь вызывает у нас ропот, негодование. «За что?» — вопрошаем мы, когда Господь посылает нам испытание. Досада, гнев, возмущение, негодование рождаются в нашем сердце, в нашей душе. Мы впадаем в грех уныния. Нет, дорогие братья и сестры, не такому перенесению скорбей учат святые отцы.

Святой Ефрем Сирин говорит: «Если бы можно было получить Царство без скорбей, без искушений, без терпеливого подвига и прочих добродетелей, то для чего тогда Бог попускал святым терпеть столько опасностей, искушений и тесноты, а не дозволил им жить в своеволии и роскоши? Поэтому не будем унывать, когда приключаются с нами огорчения и скорби, а, напротив, станем радоваться, что идем путем святых». И святитель Иоанн Златоуст учит: «Душа очищается, когда терпит скорби ради Господа. Скорбь искореняет высокоумие, отсекает всякое нерадение, приготовляет душу к терпению, научает ее всякому любомудрию. Ей уступают все страсти: зависть, ревность, похоть, пристрастие к богатству, плотская любовь, гордость, высокоумие, гнев и весь рой душевных недугов. Что огонь для золота, то скорбь для души: она стирает с нее скверну, делает ее чистою, светлою и ясною. Скорбь вводит в Царство, а беспечная жизнь — в геенну».

Святые отцы считали скорбь знаком особого внимания и милости Божией.

Дорогие братия и сестры! Чтобы и мы могли со смирением переносить скорби, с усердием помолимся ныне святым апостолам Петру и Павлу, нашим небесным покровителям, и попросим их, чтобы они своим молитвенным предстательством помогли нам приобрести и сохранить во все дни нашей земной жизни пламенную любовь к Господу, чистоту помыслов, кротость и смирение.

«Апостолов первопрестольницы, и вселенныя учителие, Владыку всех молите мир вселенней даровати и душам нашим велию милость!»

Настоятель Успенского собора, митрофорный протоиерей Петр Ковальский.

Опубликовал 5 июля 2012.
Размещено в Общие.
.