Свято-Троицкая Сергиева лавра

Есть на русской земле места, особенно дорогие сердцу верующего человека. Свято-Троицкая Сергиева обитель  в течение многих веков остается центром духовной жизни нашего Отечества, драгоценной святыней православия.

История ее неразрывно связана с именем величайшего святого земли Русской  — преподобного Сергия Радонежского. В далеком  от нас XIV веке братья Варфоломей и Степан, сыновья обедневшего боярина,  стали основателями  этой святой обители.После смерти родителей они ушли жить отшельниками в лесную пустынь и срубили здесь келью и небольшую церковь во имя Святой Троицы.Вскоре Стефан  ушел вБогоявленский монастырь, а Варфоломей принял постриг под именем Сергия. Жил он скромно и достойно: бортничал, ловил рыбу, собирал орехи и коренья, преодолевая все трудности уединенного жития.  Только в постоянной молитве находил он утешение. Но  молва об отшельнике распространилась по округе, и  к нему начали приходить люди, просили пристанища.  Преподобныйговорил им: «Знайте, прежде всего, что место это трудно, голодно и бедно… Узок и скорбен путь, вводящий в жизнь вечную». Но люди  шли.  Когда собралось двенадцать человек,  преосвященный   Афанасий, который тогда был митрополитом всей Руси,  посвятил его в игумены монастыря. И после этого преподобный по-прежнему служил братии, подвизался в непрестанном труде, посте и молитве.

Вначале это была очень бедная обитель.  В церкви вместо свечей горела лучина, богослужебные книги приходилось писать на берестяной коре,  а быт был очень труден, как и говорил преподобный. Не хватало даже хлеба, и монахи часто голодали. Но они  смиренно переносили нищету, ведь перед ними был пример  святого Сергия, который сам носил воду, заготавливал дрова, шил одежду. Никогда его не видели праздным.  И, конечно, он был для всех примером того, как следует молиться.  В церковь он приходил первым, уходил последним.

По всей России шла молва о нем не только как о подвижнике, но и как о чудотворце. Церковное предание сохранило немало примеров чудотворений по молитве преподобного Сергия. Так, например, известен случай, когда один верующий привез к нему неизлечимо больного сына и стал со слезами  умолять о помощи. Но когда преподобный подошел к отроку, то увидел, что тот уже мертв. Горько заплакал отец, и тогда Сергий, тронутый его горем, стал горячо молиться Богу, и через некоторое время мальчик ожил.

Благодаря подвижнической деятельности игумена, монастырь становится центром духовной жизни  Руси. Святой  Сергий стал духовником князя Димитрия Донского, крестил его детей и был советником в государственных делах. Именно здесь, в монастыре, князь Димитрий Донской получил благословение преподобного на великий подвиг спасения Отечества.

Стараниями и трудами преподобного Сергия обитель постепенно расстраивалась,  расширялась, однако и ей не удалось избежать трагических последствий татарского нашествия.  В 1382 году отряды Тохтамыша, пришедшие громить Русь, не нашли затерянную в лесах Сергиеву обитель. Но в 1408 году, уже после смерти великого подвижника, монастырь был сожжен татарами дотла.  К счастью, погром 1408 года не стал катастрофой: с  Божией помощью обитель быстро отстроилась заново. Огромную роль в восстановлении монастыря сыграл энергичный, деятельный игумен Никон.

В 1422 году преподобный Сергий был канонизирован Русской Православной Церковью, а над его гробом начато строительство белокаменного Троицкого собора. Это сравнительно небольшое, скромное и строгое здание. Расписывал его знаменитый Андрей Рублев  — величайший русский художник, иконописец. Он создал непревзойденный шедевр древнерусской живописи – икону «Троица», которая стала главной храмовой иконой Троицкого собора.

Княжеская междоусобица 1425-1452 годов надолго приостановила каменное строительство в монастыре. Только в 1469 году  появилось второе каменное сооружение – новая трапезная палата. В 1476 году рядом с Троицким собором была возведена кирпичная Свято-Духовская церковь «иже под колоколы», то есть в одном здании были соединены  храм и колокольня. К церкви Сошествия Святого Духа пристроена часовня над гробом святого преподобного Максима Грека.

В Троицком соборе был крещен Иоанн Грозный, который  благоволил к  обители, часто посещал ее, щедро одаривал. К тому времени разросшийся монастырь уже нуждался в новом, более просторном главном храме. В 1554 году на средства Ивана Грозного был заложен Успенский собор, который  сооружали по образцу московского Успенского собора. Его строительство велось двадцать шесть лет. Собор освящали уже при преемнике Ивана Грозного – царе Феодоре Иоанновиче. Великолепный иконостас выполнен в конце XVII века.

В 1540-1550 годах монастырь опоясали мощные каменные крепостные стены, построенные по образцу московского Китай-города, с десятью башнями, рвами и надолбами. Стены, толщина которых колеблется от шести до десяти метров, образуют неправильный четырехугольник. Протяженность их составляет около 1200 метров, высота колеблется от восьми до четырнадцати метров. Стены прорезают линии бойниц нижнего, среднего и верхнего боя. По описи 1641 года в монастыре на стенах стояло девяносто пушек и еще двадцать находилось в резерве.

Спустя почти сто лет после постройки стен им пришлось выдержать осаду польских захватчиков. Больше года монахи защищали любимую обитель.  Несмотря на то, что число осажденных было в несколько раз меньше  войска интервентов, попытки захватить крепость штурмом не увенчались успехом. Мало было защитников, но они были сильны духом, а обитель была тверда верой и защитой  «великого старца и чудотворца, заступника и скорого молитвенника». Верная заветам святого Сергия обитель выдержала беспримерную  шестнадцатимесячную осаду, воодушевив тем самым русский народ на освобождение Москвы. Здесь, в монастыре, основанном  Сергием Радонежским, получили благословение  Минин и Пожарский, возглавившие народное ополчение. Великое православное Отечество наше было спасено от иноземного порабощения.

В течение XVII-XIX веков в монастыре, который в 1744 стал лаврой,  строились новые великолепные храмы и другие  здания и сооружения: больничные палаты с шатровой церковью святых Зосимы и Савватия, храм Иоанна Предтечи, Чертоги  (Царские палаты), новая трапезная, а также небольшая церковь во имя Смоленской иконы Божией Матери.В 1747-1767 голы построена знаменитая монастырская колокольня. Верх ее, тающий в небе, удивительно легок, почти воздушен. Лаврскую колокольню иногда сравнивают с русской березой, «белая одежда и кудрявые ветви которой так напоминают белокаменный убор и кудрявую голову колокольни»(А.И. Михайлов). Сооружение увенчивается оригинальной главкой в форме золотой раковины. Высота колокольни – восемьдесят восемь  метров. Сначала на ней было сорок два  колокола, потом — пятьдесят. В 1759 году на колокольню был поднят лаврский Царь-колокол весом в четыре тысячи  пудов. Один только язык его весил восемьдесят восемь  пудов. Уникальный колокол в советское время был сброшен с колокольни и разбит.Специально для лаврской колокольни «тульской ружейной слободы» мастер Иван Кобылин-Большой изготовил часы с курантами. Они безотказно прослужили сто двадцать лет и были заменены в 1905 году на те, что сегодня украшают колокольню.

В течение многих столетий в Троице-Сергиеву лавру стремились тысячи паломников. Вспоминают, что «гости беспрестанно день и ночь» были здесь. Побывать у Троицы считалось святой обязанностью каждого православного.

В 1919 году вся монастырская братия была арестована. Троицкий собор и другие храмы  опечатали. Это событие вызвало возмущение верующих. Святейший патриарх Тихон обратился к Ленину с просьбой об открытии храмов Троицкой лавры. В ответ последовал декрет Совнаркома о превращении «бывшей лавры» в музей. В советское время здесь, кроме музея, размещались электротехническая академия, курсы и институт народного образования. В  трапезной был устроен тир, в других помещениях – столовая, клуб.  Древние пушки, из которых в 1609 году защитники монастыря стреляли по захватчикам, были уничтожены.

Возрождение лавры началось после Великой Отечественной войны. Наместником был назначен архимандрит Гурий, возвращенный из ссылки в Среднюю Азию. В монастырь потянулись подвижники, взявшие на себя великий труд восстановления монашеской жизни. И уже в Великую Субботу 1946 года в Успенском соборе состоялось первое богослужение.

Свято-Троицкая Сергиева Лавра и сегодня остается центром духовной жизни России.  Сюда идут и едут тысячи паломников со всего мира.

Опубликовал 31 мая 2012.
Размещено в Святые места России.
.