Вознесенская церковь

«В земле той поля великие, и зело преизобильные и гобзующе на всякие плоды; тако же и дворы княжат их и вельможей зело прекрасны и воистину удивления достойны, и села часты; хлебов же всяких такое там множество, воистину вере ко исповеданию неподобно: аки бы на подобие множество звезд небесных, тако же и скотов различных стад бесчисленное множество». Как вы думаете, о каком крае написал эти слова известный политический деятель эпохи Иоанна Грозного,  князь Андрей Михайлович Курбский?  Представьте себе, что именно таким увидел знатный вельможа наш Вятский край. Он побывал  на правобережье Вятки во время так называемой  «черемисской войны» и был удивлен богатством и изобилием этих мест, трудолюбием местных  жителей.

После ликвидации Казанского ханства русским царем Иоанном Грозным русская колонизация понизовых вятских земель шла очень быстро. В XVI веке Вятка стала одним из крупных хлебных районов Московского государства.  Современники считали эти места краем изобилия. Этому способствовали и природные богатства, благодаря которым наши прадеды занимались рыболовством, охотой, разнообразными лесными  промыслами.    Русские поселенцы, осваивая новые земли,  обязательно воздвигали православные храмы. Не стало исключением и село Ильинское.

Вознесенская церковь впервые упоминается в 1652 году.  Как сообщают исторические хроники, вначале это была деревянная церковь, которую уничтожил пожар. Снова построили церковь из дерева – и опять пожар.  И в третий раз построили деревянную церковь, которая простояла достаточно долго.5 февраля 1731 года Казанский митрополит Сильвестр дал храмозданную грамоту, позволившую  разломать ветхую деревянную церковь и  вместо нее построить каменную во имя Вознесения Господня с приделом в честь святого пророка Илии. 4 октября 1737 года придел был освящен. Благочестивые жители села Ильинское, воздвигнув каменный храм, стремились благоустроить, украсить свою излюбленную святыню. Так как село развивалось, жители его были людьми небедными,  в начале XIX века верующие захотели построить более величественный храм. Он  строился  не в один прием: сначала холодная  церковь, потом купольная часть и теплая церковь, затем колокольня, которая долгое время стояла отдельно, а позднее  была соединена коридором с теплым храмом.

Каким же он был красивым и величественным, этот новый храм!

В теплом храме  две колонны поддерживали  арочное перекрытие, что создавало впечатление необычайного простора и света, который лился в многочисленные великолепные окна. Роспись на библейские темы украшала стены. Богатый кирпичный внешний декор с лепниной и резные карнизы из местной опоки делали Вознесенский храм праздничным, нарядным, торжественным. Церковная ограда тоже была добротной, кирпичной. Это был великолепный архитектурный ансамбль с колоннами, арками, декорированный резной опокой с нишами для икон, а ворота выполнены в древнерусском стиле.  С северо-восточной стороны на углу ограды стояла часовня в виде башни.  Даже сегодня, после многих лет надругательства над храмом и его разрушения, он поражает своим былым величием.

День освящения нового храма стал настоящим праздником для жителей не только самого села, но и многочисленных окрестных деревень! Сколько их было, не перечислить! И не один-два домика, как сейчас, а десятки добротных крестьянских домов были в каждой деревне. На праздник пришли все: и дети, и старики. Тех, кто и ходить  уже не мог, везли. Вот какой была тогда вера в нашем народе!В церковь ходили все и стремились сделать достойные пожертвования, украсить дорогое каждому место.

Больше века в Вознесенской церкви шли богослужения, но 1917 год изменил все.Судьба  храма  была предопределена: дни  его были сочтены. Сначала церковь передали общине верующих, а потом, когда по стране прокатилась волна воинствующего атеизма, началась  жестокая и циничная борьба с проявлениями даже самой малой искорки веры.  30 мая 1941 года Кировский облисполком утверждает  постановление № 720 о закрытии Вознесенской  церкви и использовании ее под школу. Изымается все имущество; церковное убранство превращается в лом меди, серебра, в макулатуру.   Иконы и иконостасы уходят на дрова. А ведь в церкви были настоящие сокровища и в духовном, и в материальном смысле:  более двухсот  икон, одиннадцать колоколов общим весом3638 кг. Самый большой весил 165 пудов25 фунтов(2700 кг.)  А еще более трехсот предметов церковной утвари, из них 26 серебряных, некоторые с позолотой, в том числе потир весом 1кг.200г. Дискосы, звездицы, дарохранительницы, лампады, ковчег, кресты, подсвечники, венцы из меди, бронзы, латуни. Золотое и серебряное шитье, церковное одеяние, хоругви, мебель, ковры, покрывала.  Евангелия 1826 и 1848годов, дароносица 1802г.  Не перечислить все то, что веками сохранялось нашими православными прадедами. Невозможно без содрогания и ужаса читать сегодня  то, что было записано в договоре о передаче церковного имущества Советским райфинотделом швейно-трикотажному и обувному комбинату 9 января 1942 года: «Деревянные иконы, не имеющие позолоты, в количестве 46 штук,  крест деревянный, запрестольные иконы- 7 шт., разные иконы из-под медных риз – 15 и иконы разные деревянные – 76 штук как не имеющие ценности должны быть переработаны и уничтожены как топливо». Иконы, перед которыми  верующие молились в течение нескольких столетий, превращены в дрова!

Швейный комбинат, мастерские, склады –чего только не было за долгие десятилетия в этом святом месте! Но и этого показалось мало! Церковь-то стояла, а жители Ильинска, проходя мимо нее, украдкой крестились. Вот и решили  власти: с этим надо что-то делать! И сделали!15 января 1959 года Советский райисполком своим распоряжением разрешает «изменить внешний вид церкви». Изменить?  Перестроить, разобрать, чтоб и следа не осталось!  Но ведь ничего не получилось! Вот как это было.

Из воспоминаний Софроновой Капитолины Дмитриевны  (1906 – 1992 гг.), бывшей учительницы Ильинской школы.

«Я была единственным ребенком в семье. Мама была неграмотная. Папа работал бригадиром в колхозе. Помню, что много вычислений по урожаю, по расходам мог делать в уме. Видимо, эти математические способности проявились и во мне. Я 42 года проработала учителем математики. Недалеко от нашего дома, через дорогу, стоял дом церковного служителя Андрея Ильича. У них не было своих детей. Они с женой часто приглашали меня в гости. Занимались со мной, угощали. А потом попросили разрешение у моих родителей принимать участие в моем воспитании и обучении. И я практически жила на два дома. Поэтому быт и жизнь семьи

церковнослужителей были мне близки. Я много слышала и узнавала о церкви, о вере, которую пронесла в своем сердце через всю свою жизнь.

Наша Вознесенская церковь была одной из крупных и красивых в округе. На праздники в ней собирались сотни людей. Службы были яркие, запоминающиеся. Было много икон и красивых фресок, завораживающее пение под высокими сводами.

Но  сохранились в памяти и тяжелые воспоминания. Нашу церковь, как и многие другие, решили разрушить. Начали с колокольни. Она была высокая. К верхнему третьему ярусу прикрепили длинные тросы и начали тянуть дизельными тракторами. Страшный рокот техники сливался  с плачем и молитвами прихожан, которые собрались у своей церкви. Как сейчас перед глазами: мужчины и женщины стоят на коленях в плаче, подняв руки кверху, просят остановить это ужасное действие. Сброшены колокола, не выдержал и верхний ярус, упал, рассыпавшись на мелкие части. В тот момент казалось,что все кругом замерло. И, когда стих шум и улеглась пыль, наступила тишина и оцепенение людей. Остальная часть колокольни не поддалась разрушению, выдержала  и сохранилась до нашего времени.

Тяжело было видеть, как постепенно наша церковь превращалась в склады, гаражи, кузницы, чернели стены, исчезали фрески, портился внешний вид. Но, несмотря на это, вера в людях сохранилась, и церковь остается живой. И может многим поколениям придать силы и надежду на лучшее».

Капитолина Дмитриевна смогла сохранить свою веру на долгие годы, свято берегла православные традиции. Даже в самые трудные атеистические времена, она, учитель, праздновала и Пасху, и Троицу, и Рождество. Ирина Владимировна Мешкова. ее внучка (сейчас она директор Ильинской школы) вспоминает, как бабушка красила пасхальные яйца и строго-настрого наказывала никому об этом не рассказывать.  Капитолина Дмитриевна была свидетелем того, как разрушалась церковь, видела и то, как в 1976 году на мельнице, которую разместили в коридоре между колокольней и теплой церковью, произошел пожар. Деревянная обрешетка кровли купола дымила несколько дней, пока пожарные ее не разрушили. После этого пожара купол остался обнаженным и под воздействием дождя, снега и мороза разрушался, покрывался мхом и травой. Большая часть штукатурки с росписями обрушилась, а оставшаяся покрылась копотью.  Как же было больно смотреть на все это верующим, но они молились и надеялись на то, что придут другие времена, что опять  благословенный колокольный звон поплывет над селом, что вновь откроются церковные ворота. Так и случилось.

В ноябре 2000 года  искореженное здание Вознесенской  церкви  было передано воссозданной в Ильинске общине верующих.  Благочинный Кукарского округа протоиерей Петр Ковальский  начал работы по восстановлению храма. Ирина Владимировна Мешкова вспоминает, как это было:  чтобы очистить церковь от тонн разного хлама,  верующие приходили без всякого напоминания или просьбы. Часто бывало и так, что поздно вечером какая-то семья с детьми, бабушками-дедушками шла  потрудиться в церковь. Прекрасно то, что сегодня  взрослым прихожанам помогают дети. Ирина Владимировна рассказывает, что на ее просьбу выполнить какую-либо работу в храме  школьники отзываются мгновенно, никого не приходится просить дважды. При этом ребят никто не принуждает.

Работы по восстановлению Вознесенской церкви продолжаются и сегодня.  С чувством огромной благодарности и признательности прихожане говорят об иерее Иоанне Ковальском и о благочинном Кукарского округа иерее Михаиле Ковальском, которые в течение последних лет целенаправленно занимаются возрождением Вознесенского храма. Работы эти стали возможными благодаря пожертвованиям  уроженца Ильинска  Павла Александровича Михеева и, конечно, многих жителей нашего района.

Храм, столетиями украшавший село, вновь  открыт для прихожан. Пока только в праздничные дни в нем совершаются богослужения, еще много предстоит сделать, но он выстоял, пройдя вместе со всей нашей Православной Церковью через унижения, поругание, осквернение. Недаром наши прадеды воздвигали его на века.

В. Загайнова

При подготовке материала использованы документы, предоставленные Татьяной Васильевной Гудиной, Ириной Владимировной Мешковой, а также книга Александра Сергеевича  Репина «Кукарка-Советск: церкви края».

Опубликовал 17 мая 2012.
Размещено в Общие.
.