«Благовествуй, земле, радость велию, хвалите, Небеса, Божию славу»

«Днесь спасения нашего главизна, и еже от века таинства явление: Сын Божий, Сын Девы бывает, и Гавриил благодать благовествует. Темже и мы с  ним Богородице возопиим: радуйся, Благодатная,  Господь с Тобою» —  тропарь праздника.

7 апреля весь православный мир празднует Благовещение Пресвятой Богородицы. В этот день Пресвятая Дева Мария услышала весть, которую принёс Ей Архангел Гавриил: Она станет Матерью Спасителя. Его уже много веков ждёт всё человечество. «Никогда ни один вестник не приносил более радостной вести на земле, проклятой за своё отчуждение от Бога и за свой союз с мрачным сатаною, чем светозарный и дивный Архангел Гавриил. Чьи уста его не восславят, чьё сердце его не возблагодарит! Никогда никакая ключевая вода не была столь чистым зерцалом солнца, как Пречистая Дева Мария была зерцалом чистоты», — так сказал об этом величайшем событии святитель  Николай (Сербский).

О том, почему именно Она была избрана для  величайшей миссии, говорил в своей проповеди митрополит Антоний Сурожский.  «Радуйся, Благодатная! Господь с Тобою; благословенна Ты между женами».

Благовещение — это день благой вести о том, что нашлась во всём мире людском Дева, так верующая Богу, так глубоко способная к послушанию и доверию, что от Неё может родиться Сын Божий. Воплощение Сына Божия, с одной стороны,  дело Божией любви — крестной, ласковой, спасающей — и Божественной силы, но вместе с этим воплощение Сына Божия есть дело человеческой свободы.  Святитель Григорий Палама утверждал, что воплощение было бы так же невозможно без свободного человеческого согласия Божией Матери, как оно было невозможно без творческой воли Божией. И в этот день Благовещения мы в Божией Матери созерцаем Деву, Которая всем сердцем, всем умом, всей душой, всей Своей крепостью сумела довериться Богу до конца.

А благая весть была поистине страшная: явление Ангела, это приветствие «Благословенна Ты в женах, и благословен плод чрева Твоего» не могли  не вызвать не только изумления, не только трепета, но и страха в душе Девы, не знавшей мужа: как это могло быть?

И тут мы улавливаем разницу между колеблющейся, хотя и глубокой верой Захарии, отца Предтечи,  и верой Божией Матери. Захарии тоже возвещено, что у его жены родится сын естественным образом, несмотря на её преклонный возраст. И его ответ на эту весть Божию. Как же это может быть? Этого не может быть. Чем ты это можешь доказать? Какое заверение ты можешь мне дать? Божия Матерь ставит вопрос только так: как может случиться со Мной: Я же Дева. И на ответ Ангела, что это будет, Она отвечает: «Се, Раба Господня; буди Мне по глаголу твоему».

Слово «раба» в теперешнем нашем употреблении говорит о порабощённости. В славянском языке рабом называл себя человек, который свою жизнь, свою волю отдал другому. И Она действительно отдала Богу Свою жизнь, Свою волю, Свою судьбу, приняв верой, то есть полным доверием, весть о том, что Она будет Матерью воплощённого Сына Божия. О Ней праведная Елисавета говорит: «Блаженна веровавшая, ибо будет Ей реченное Ей от Господа».

В Божией Матери мы находим изумительную способность довериться Богу до конца. Но способность эта не природная, не естественная: такую веру можно в себе выковать подвигом любви к Богу. Подвигом, ибо отцы говорят: «Пролей кровь, и примешь дух».

Вот благовестие, которое мы сейчас слышали в Евангелии: род человеческий родил, принёс Богу в дар Деву, Которая была способна в Своей царственной человеческой свободе стать Матерью Сына Божия, свободно отдавшего Себя для спасения мира. Аминь.

По  материалам  газеты «Возрождение» прихода Успенской церкви.

Опубликовал 7 апреля 2021.
Размещено в Главная страница.
.