ПРАВОСЛАВНЫЙ  КАТЕХИЗИС. БОЖЕСТВЕННАЯ  ЛИТУРГИЯ 14-й  ВЫПУСК

Мы продолжаем знакомить вас с главами из книги «Хлеб Небесный» новомученика святителя Серафима Звездинского, архиепископа Дмитровского, который просто и понятно рассказывает о Божественной литургии. Предлагаем подписчикам и посетителям нашего сайта прочитать некоторые из глав этой книги.

Часть Божественной литургии от «Единородный Сыне» до малого Входа изображает земную жизнь Господа Иисуса Христа до явления Его народу, жизнь Его, проведённую в неизвестности Назарета. Малый Вход изображает Крещение и начало проповеди Спасителя. В песнопении, сложенном Юстинианом Великим, императором Византии, вспоминается поклонение пастырей и с ними всего рода человеческого Господу Иисусу Христу родившемуся. Явлению Его народу предшествует пение заповедей блаженства. Они, прежде всего, рисуют нам образ Самого Господа Иисуса Христа, каков Он был в Своей земной жизни. В то же время эти заповеди указывают нам, кто может воспринять учение Спасителя, какими духовными качествами должны обладать последователи Иисуса Христа. При малом Входе несут свечу, за нею — Евангелие, и дальше идёт священник. Свеча обозначает Предтечу Господа — Иоанна, Евангелие — Самого Господа. «Господу помолимся!» — звучат слова. Священник (диакон), несущий Евангелие,  воздвизает его вверх во славу Святой Троицы, явившейся при Крещении Господа Иисуса Христа, провозглашает: «Премудрость, прости», затем делает Евангелием знамение креста.

Этот момент — воспоминание Крещения Господня.  Слово «премудрость» напоминает нам, что тайна эта — тайна Богоявления, недоступная нам, разуму человеческому. Словом же «прости» установлено призывать всех ослабевших, лениво, небрежно стоящих к внимательному, благоговейному слушанию литургии.

После малого Входа поются тропари и кондак празднику. В этот  момент мы, обращаясь с нашей молитвой к явившемуся в мир Господу, призываем празднуемых святых как ходатаев за себя. Вслед за этим воспевается «Трисвятое» — песнь Ангельских Сил пред Престолом Божиим. Святую Троицу прославляет эта песнь, о происхождении которой Святая Церковь рассказывает так.

В Царьграде случилось землетрясение, народ был в ужасе от этого страшного бедствия. В это время вихрь поднял малютку мальчика высоко-высоко и опустил обратно на землю. Ребёнок рассказал собравшемуся около него народу, что, поднявшись вверх, он услышал пение Ангелов: «Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Бессмертный».  «Помилуй нас», — стал прибавлять народ к этой молитве. Во время пения этого молитвословия землетрясение прекратилось. И молитва вошла в число песнопений Божественной литургии и других церковных служб. Следующее за «Трисвятым» чтение Апостола является воспоминанием проповеди учеников Господа, а чтение Евангелия — проповеди Самого Иисуса Христа.

                                    Газета «Возрождение» прихода Успенской церкви.

Опубликовал 17 января 2021.
Размещено в Главная страница.
.