ПРАВОСЛАВНЫЙ  КАТЕХИЗИС. БОЖЕСТВЕННАЯ  ЛИТУРГИЯ 13-й  ВЫПУСК

Мы продолжаем знакомить вас с главами из книги «Хлеб Небесный» новомученика святителя Серафима Звездинского, архиепископа Дмитровского, который просто и понятно рассказывает о Божественной литургии. Предлагаем подписчикам и посетителям нашего сайта прочитать некоторые из глав этой книги.

Я продолжу своё объяснение Божественной литургии и разберу с вами, други мои, вдохновенные, чудные по своей глубине мысли и по силе пророчества псалмы Давида, которые поёте вы за литургией, так называемые антифоны.  Я уже говорил, что антифоны — это песнь пророков, пришедших поклониться Родившемуся, Который избавит их от мрака и ада. Первый псалом царя и пророка-певца начинается возгласом  восторга и удивления: «Благослови, душе моя, Господа». Посмотри, душа моя, какое перед тобою радостное чудо. Сам Господь пришёл тебя спасти, благослови же Его. Далее ещё усиливается этот восторг: не только «Благослови, душе моя, Господа», но «вся внутренняя моя», все силы мои внутренние, духовные —  всё благословит Господа. Какое замечательное пророчество! Разве не благословляем мы теперь Господа нашего и «имя святое Его» всеми силами нашей обновлённой во Христе жизни? О каком имени говорит пророк? О том, которое провозвестит Он Сам, об имени, которое с трепетом произносит весь мир. Иисус Спаситель— вот какое имя предугадывает Давид. «Благослови, душе моя, Господа и не забывай воздаяний Его» — даров Его не забывай, они бесконечно велики. Он очищает тебя силою Своею от беззаконий твоих. Разве не очищены мы кровию Иисуса Христа от мучающих нас грехов? Он исцеляет все болезни, недуги твои и, предсказывает далее песнопевец, избавляет от тления жизнь твою. Он, воскресший и нас воскресивший, Он увенчает тебя Своей милостью и щедростью, исполняет добрые пожелания твои. Как орёл, обновится, воспрянет юность твоя. «Щедр и милостив Господь, — возвещает дальше пророк, — долготерпелив и многомилостив»: много имеет милости. Он не гневается до конца так, как заслуживаешь ты этого; больше того, Он не поступает с тобою так, как ты этого заслуживаешь по своим беззакониям. Он не воздал, не поступил с тобою так, как заслуживают твои грехи. Нет, милость Его так бесконечно велика, так Он простёр её над тобою, как велико пространство между небом и землёю. Мало того, Он простёр милость Свою: удалил от нас «беззакония наша», как восток удалён от запада, то есть совершенно удалил. Как щедр отец к сыновьям, так щедр Господь к боящимся Его. Потому что, опять предзрит пророк, «Той позна создание наше». Через воплощение познал нас, создание Своё, вспомнил, что мы земля, что человек проходит в жизни, как трава, как цветок полевой, — так короток его путь земной. «Господь на Небеси уготова Престол Свой», — говорит царь Давид и призывает всех благословить имя Божие. «Благословите Господа вси Ангели Его, сильные крепостию». Весь этот псалом проникнут благодарностью пред щедростью Господа и священным восторгом пред Его величием.

Второй антифон выражает ещё больший восторг царя-пророка. Уже не благословить призывает он душу, но восхвалить, излить свой восторг так же, может быть, как выразил его сам Давид. «Хвали, душе моя, Господа», — возглашает он и сам отвечает: «Восхвалю Господа в животе моем, пою Богу моему», пока существую. На людей нечего надеяться, но кому помощник Бог Израилев, тот блажен, потому что Бог, Творец всего, даёт суд, защитит обидимых. Все скорбящие находят у Него защиту, алчущим даёт пищу, окованных и пленённых освобождает, умудряет слепцов, возводит, хранит пришельцев, сирых и вдовиц. И заканчивает свой псалом торжественным: «Воцарится Господь…». И в то время, когда поют антифоны, священник читает молитвы, в которых, если так можно выразиться, резюмирует всё то, о чём поют антифоны: «Господи Боже наш, Егоже держава несказанна и слава непостижима». Здесь, как и в 102-м псалме, прославляется безмерная милость неизреченного человеколюбия Бога и призываются Его щедроты на молящихся.

Во второй молитве призывается благословение Божие на Церковь и достояние Его. Второй антифон заканчивается песнью, составленной Юстинианом Великим: «Единородный Сыне». Ангелы славословили Спасителя, пророки воспели Его, теперь в лице Юстиниана прославляет Его весь род человеческий и взывает: «Спаси, спаси нас».

                                   Газета «Возрождение» прихода Успенской церкви.

Опубликовал 16 декабря 2020.
Размещено в Главная страница.
.