ПРАВОСЛАВНЫЙ  КАТЕХИЗИС. БОЖЕСТВЕННАЯ  ЛИТУРГИЯ 12-й  ВЫПУСК

Мы продолжаем знакомить вас с главами из книги «Хлеб Небесный» новомученика святителя Серафима Звездинского, архиепископа Дмитровского, который просто и понятно рассказывает о Божественной литургии. Предлагаем подписчикам и посетителям нашего сайта прочитать некоторые из глав этой книги.

Вторая часть Божественной литургии носит название литургии оглашенных. Так называется она потому, что при её совершении могли присутствовать оглашенные, то есть те,  которые только готовились ко Святому Крещению. Кроме них, здесь могли быть и евреи, и язычники, если они хотели послушать службу. В древнее время вся эта часть литургии происходила в середине храма. Тогда не было установленных молитв. Из уст молившихся выходили пламенные гимны и краткие молитвенные воздыхания, из которых позже составились наши песнопения и ектении.

Подготовившись к радостной встрече Рождества Христова, священник, взяв в руки Евангелие, знаменует им крестообразно Святой престол. Глубокий смысл имеет это действие. Святое Евангелие — символ Самого Господа Иисуса Христа. Крест — орудие нашего спасения. Делая знамение креста Святым Евангелием, священник как бы говорит, что Господь наш Иисус Христос путём смертным, смертью Своею спас нас, открыл нам благословенное Царство, которое воспоминается в последующих возгласах.

Посмотрите, какой глубокий смысл! Воспоминая Крестные страдания Спасителя, священник провозглашает о Царстве Сына Божия, в Троице покланяемого. В самом начале литургии провозглашается Царство — не земное, основанное на насилии, на гнёте. Нет! Провозглашается Царство мира, благословенное Царство Отца, и Сына, и Святаго Духа. Царство земное — преходящее царство, а Царство, о котором провозглашает священник, пребывает во веки веков.

Весть о рождении Христа принесла радость всему миру, и древние христиане на возглас священника о наступлении Царства благословенного отвечали пламенными гимнами. У нас за возгласом следует великая ектения. После неё начинают петь антифоны. Это является воспоминанием пророков, предрекших нам Христа Спасителя. В первой части литургии Рождённому поклонились Ангелы.

Теперь на поклонение Ему спешат пророки. Здесь в храм приходят гремящий Илия и Елисей, здесь находится пламенный Исаия — этот ветхозаветный евангелист, возвестивший  Еммануила, так ярко изобразивший страдания Его, как бы своими глазами видел пророк страдания Христа. Сюда же с ними прославить Рождшегося приходит царь, пророк и поэт Давид-песнопевец с мудрым Соломоном. Давид особенно много говорил о Христе. Его рождение, страдания и смерть описаны с необыкновенной точностью и яркостью. Кажется, что всё это произошло перед глазами пророка, хотя он умер за много лет до появления Спасителя.

Перед  вторым антифоном — малая ектения, которая начинается словами «паки и паки миром Господу помолимся». Царство мира, провозглашённое Ангелами, призывается в нашу среду человеческую: «Заступи, спаси, помилуй и сохрани нас, Боже, Твоею благодатию». Без неё сами мы ничего сделать не сможем. И вот мы обращаемся за этой помощью к Самому источнику благодати — к Богу. Кругом искушения, кругом козни врага.

«Огороди, заступи, спаси, погибаю», — так мы просим. Как Пётр закричал среди волн: «Спаси, погибаю!», так и мы просим не только оградить, закрыть нас, но и спасти, если мы попали уже в бурю напастей. Спаси, вырви, исторгни нас из пучины беды. «Помилуй!». Если мы не могли скрыться за забралом Твоей помощи, если мы не удержались средь бурь, не схватили руки Твоей, а впали в искушения, то прости нас, помилуй, будь милосерд к немощи нашей. Но нам мало благодатной помощи теперь, в минуту искушений. Нет, и впредь «сохрани нас», потому что только под охраною Твоею Тебе мы предаём и себя, и всех, и своих, и всю нашу жизнь. Вот смысл прошений этих, глубоко умилительных.

 Уже в нескольких выпусках подписчики и посетители нашего сайта  знакомятся с тем, что происходит во время  Божественной литургии. И очень хотелось бы, чтобы мы поняли, как значимо каждое её мгновение. Может быть, это поможет нам не разговаривать, не отвлекаться от службы.

 

 

Опубликовал 25 ноября 2020.
Размещено в Главная страница.
.