Петров пост

20 июня начинается Петро́в пост, установленный в память о святых апостолах Петре и Павле, которые постились, готовя себя для евангельской проповеди. Он начинается через неделю после дня Святой Троицы, в понедельник, а заканчивается в день святых первоверховных апостолов Петра и Павла – 12 июля, когда Церковь воспевает «Петрову твердость и Павлов разум». Таким образом,  в зависимости от даты празднования Пасхи Петров пост может продолжаться от 8 дней до 6 недель.

Начало поста восходит к глубокой древности.    Впервые упоминает о нём «Апостольское предание» святого Ипполита Римского (III век). Особенно этот пост утвердился, когда в Константинополе и Риме были построены храмы во имя первоверховных апостолов Петра и Павла. Освящение константинопольского храма совершилось в день памяти апостолов 29 июня (по новому стилю — 12 июля), и с тех пор этот день стал особенно торжественным и на Востоке, и на Западе.

В Православной Церкви утвердилось приготовление благочестивых христиан к этому празднику постом и молитвой.

СВЯТЫЕ ОТЦЫ О ПОСТЕ

«Поелику мы не постились, то изринуты из рая. Потому будем поститься, чтобы снова войти в рай».

Святитель Василий Великий.

«Пост тела есть пища для души».

Святой Иоанн Златоуст.

«Сколько отнимаешь у тела, столько придаешь силы душе».

Святитель Василий Великий.

«Челнок легче плывет, когда он не обременен поклажей, так и молитва легче, удобнее совершается, когда тело не обременено излишнею утучняющею пищею и питьём, когда человек постится».

Иаков, архиепископ Нижегородский.

«Невозможно чтобы огонь горел в воде, невозможно покаяние без поста».

Святой Иоанн Златоуст.

«Душа ничем так не смиряется, как если кто будет воздержанным в пище».

Авва Пимен.

«Облегчение поста для немощных дозволительно, но по правилу церковному».

Постановления Апостольские, правило 69.

«Берегись измерять пост простым воздержанием от пищи. Те, которые воздерживаются от пищи, а ведут себя дурно, уподобляются диаволу, который хотя ничего не ест, однако же не перестает грешить»

Святой Василий Великий.

Таким образом, самое главное во время поста – это работа над собой, работа души, то есть пост духовный.

А ЧТО ТАКОЕ ДУХОВНЫЙ ПОСТ?

Святые отцы так определяют его. «Если постишься, покажи от дел твоих. Каких? Видев нищего, помилуй; с врагом помирись; человеку, находящемуся в счастии, не завидуй; на жену, сияющую красотою, не гляди. Постись нелицемерно; постись и очами, и сердцем, и ушами, и руками, и всеми твоими членами… Руки воздержи от присвоения того, что тебе не принадлежит, ноги — от хождения на игрища; слух удержи от слышания оклеветания и лжи, и пусть постятся и уста твои, воздерживаясь от осуждения».

Таким образом, духовный пост необходим нам, потому что без него пост телесный теряет всякое значение. «Что пользы, — говорит блж. Иероним, — истончевать тело воздержанием, когда дух гордостию распыхается? Какую похвалу получим за бледность от поста, когда мы побледнеем от зависти? Какая добродетель не пить вина, а гневом и ненавистию упиваться?» (Посл. 14, том. 2.) «Ничтоже бо есть, — говорится в Прологе, — еже не ясти мяс или рыб, снедати же плоти братий оклеветанием».

Очищая тело воздержанием, очистим и ум от помыслов суетных, и сердце от желаний лукавых. Умерщвляя тело постом, умертвим и страсти: гнев, похоть злую, жадность к наживе и тому подобное зло. Украшая тело телесным постом, украсим и душу добродетелями: милосердием, кротостию, смирением, с врагами примирением, милостынею. Вот это и будет истинный пост, и Богу приятный, и для нас спасительный.

 

Опубликовал 20 июня 2011.
Размещено в Общие.
.