ДУХОВНОЕ  ЧТЕНИЕ. ПОЧЕМУ МЫ НЕ ХОДИМ В ЦЕРКОВЬ?

Продолжаем знакомить вас с главами  из книги священника Николая Булгакова «Еще успеем?  33 причины не ходить в храм». Читатели газеты «Возрождение» прихода Успенской церкви города Советска (Кукарское благочиние)  уже знакомы с ними. Хочется, чтобы подписчики и посетители нашего сайта заинтересовались этой книгой. Написанная просто, понятно, доступно, она не содержит каких-либо нравоучений, но при этом автор заставляет задуматься над таким, казалось бы, простым вопросом: «Почему у меня никак не хватает времени, чтобы сходить в храм» (22-й  выпуск.)

 Мы очень часто находим множество причин для того, чтобы не идти в церковь. Вот еще одно объяснение нашей лени.

«Как я могу совершенно незнакомому человеку открывать свою душу?».

Вообще-то незнакомому человеку открывать душу легче, чем знакомому. Так бывает в поезде: люди видят друг друга первый раз и бывают совершенно откровенны. А когда приходишь к незнакомому врачу? Разве не открываешь ему своё тело, хотя видишь его, может быть, первый раз. Ты же не скажешь: «Пусть через одежду слушает. Пусть с закрытым ртом мне зубы лечит». Или пошлют тебя на рентген, а там другой врач, тоже незнакомый. Разденешься, затаишь дыхание, и он тебя просветит насквозь и увидит все твои внутренности, до костей, с болячками. А если дело серьезное, если нужна операция? Здесь уж нам придется быть не только без одежды, но совершенно незнакомый хирург вскроет наше тело, и будут видны наши внутренности, и медсестры смогут туда заглянуть. А там, может быть, что-то не очень симпатичное окажется. Так что же, не видеть им этого? Пусть остаётся? Опасно, можно умереть. Лучше удалить то, что нагноилось, и будешь, Бог даст, здоров.

Но так же и душу нужно полностью открыть Богу, ни в чем не лукавя, не оставляя никаких темных закоулков, о которых нам не хотелось бы думать. Иначе душа не исцелеет. Церковь — это врачебница, как говорит священник в молитве Таинства Покаяния (исповеди). В ней врачуются душа и тело. Тело страдает от недугов души. Когда душа покидает тело, человек умирает. Тело без души — это труп. Следовательно, душа важнее, чем тело, и болезни у неё серьёзнее, потому что смерть души вечная.

Страшно, может, идти на исповедь, но ещё страшнее жить с грехами на своей совести.  На исповеди мы стоим, прежде всего, перед Богом. Мы Его не видим, но Он видит нас насквозь, как на рентгене. А батюшка только свидетель того, в чем мы каемся Богу. У монахов есть ежедневное откровение помыслов. А ну-ка, скажи, о чём греховном думал сегодня? И это великая помощь человеку. Когда мы выносим наружу, на свет свои (а то и вовсе не свои — вражьи) дурные помыслы, нам легче их побеждать. Когда мы живём от исповеди к исповеди, то начинаем жить перед Богом с прозрачной душой, начинаем сами себя лучше видеть, становимся более искренними, более честными перед своей совестью, перед Богом и людьми. Ведь нет никакого смысла прятать что-либо от Бога: Он всё равно всё знает, от Него ни одна мысль наша не ускользнёт, поэтому мы не можем думать, что Он каких-то наших молитв не слышит. И начинаем смотреть на вещи совершенно реально: есть то, что действительно есть, а не только то, о чём люди узнали. Мы не говорим тогда: «Кому какое дело, что я подумал? Я же ничего не сказал, не сделал», но душа-то этим живет. Она делает свой главный выбор — между добром и злом.  Этот выбор определяет всё качество жизни, всё качество человека. Так же, как ни врачей, ни медсестер не удивят наши болезни, так и священника не удивят наши грехи. Если у больного какой-то серьёзный недуг, то это вызывает лишь большее сочувствие врачей,  заставляет их быть к нему внимательнее.

Врач лечит каждого отдельно, и так же исповедоваться каждый из нас должен индивидуально, каяться в своих грехах, больше ни о ком на исповеди не упоминать. Господь говорит: «Покайся, постарайся больше этого не делать. Я любой грех прощу, а если забыл что-то, не заметил, прощу в Таинстве Соборования». Такова любовь Божия к роду человеческому.

Некоторые слышали, что соборуются перед смертью. Нет, это Таинство для всех недугующих, для всех кающихся. Все просьбы, все молитвы там об исцелении души и тела. Соборуемся мы обычно раз в год, Великим постом. При совершении этого Таинства священники с молитвой помазывают молящихся освящённым маслом. То, что установлено Богом, Врачом душ и телес наших, всегда на пользу нам. Так же, как всякое отступление от Бога, всякий грех — это рана. Так учат нас наши проповедники.

Грех — это рана, как всякая рана на здоровом теле человека. Как её ни припудривай, как ни говори, что это очень интересно, современно (или  как там ещё?), всё равно здоровое тело лучше. Эта рана может даже не болеть,  но врачи знают, что это ещё опаснее. Разве курение это не рана? Для лёгких, для сердца, для души? Разве можно сказать, что алкоголь или наркотики полезны для здоровья? Любой грех вреден и для души, и для тела.

Понятие греха очень нужно нам в жизни, особенно в воспитании детей. Грех — мудрое  слово. Оно ясно говорит, что хорошо, а что плохо и чего не должно быть в жизни. Оно всё ставит на свои места.

Опубликовал 5 сентября 2020.
Размещено в Главная страница.
.