Православный катехизис. Божественная литургия

В газете «Возрождение», издаваемой Приходским советом Успенской церкви города Советска (Кукарское благочиние), мы  знакомим наших читателей  с главами из книги «Хлеб Небесный» новомученика святителя Серафима Звездинского, архиепископа Дмитровского, который просто и понятно рассказывает о Божественной литургии. Предлагаем подписчикам и посетителям нашего сайта некоторые из этих глав.

Сегодня я только немного скажу вам о Божественной литургии. Я уже назвал вам её в прошлый раз лампадою Божией, рекою животворною, бриллиантом драгоценным. Но река эта не была окружена берегами, бриллиант был без оправы. Литургия Божественная не имела ни установленных, постоянных молитвословий, ни постоянных обрядов. По преданию, от времён апостольских называли литургию апостола Иоанна — брата Господня, апостола Марка и апостола Петра, но это не был обязательный для всех чин литургии. До IV века порядок совершения литургии и песнопения её устанавливал каждый епископ для своей паствы. Вы уже знаете, что древние христиане были так сильны духом, так пламенно молились, что их молитва продолжалась всю ночь, они не знали, что такое усталость во время моления. Но постепенно охладевала огнепламенная молитва, верующие стали тяготиться целонощной молитвой, пропускали литургию, и вот тогда-то, снисходя к их немощи, святой Василий Великий составил более краткий, чем древний, чин литургии. Её у нас совершают десять раз в году. Святой Иоанн Златоуст ещё убавил песнопений и составил более краткий чин литургии.

Бриллиант получил драгоценную оправу, реки ввели в прекрасные, цветущие берега, лампада получила оправу светлую. О том, как Василий Великий составил чин Божественной литургии, свидетельствуют святые Пров и Амфилохий. По словам святого Амфилохия, святой Василий готовился долго ко святому делу. Он долго молил Христа Спасителя открыть ему волю Свою, благословить его на составление чина литургии. Молитва его была услышана. Господь открыл ему, что святой Василий может приступить к работе. Шесть дней молился святой Василий, постился; наконец после этих молитвенных подвигов он встал перед престолом и в пламенных песнопениях воспел литургию, чин которой потом и записал. С этих пор литургия не изменяется. Шестой Вселенский Собор постановил ничего не прибавлять и не убавлять в тех молитвословиях, которые составили эти великие отцы Церкви.

Зачем же нужно было установить этот постоянный чин литургии? Затем, чтобы не угасла лампада, чтобы река текла своим путём, чтобы на бриллианте не было царапин. Постоянный чин нужен был для того, чтобы не было внесено чего-нибудь неправильного, еретического в чин литургии, тем более что в IV веке стали в Христианской Церкви появляться ереси. Таким образом, святые Василий Великий и Иоанн Златоуст ввели в русло реку. Пусть они помогут и вам, возлюбленные, понимать и любить Божественную литургию, про которую отец Иоанн Кронштадтский, пламенный служитель литургии, говорит: «Упади ниц и благодари Господа, сподобившего тебя быть на Своей страшной святой литургии».

Опубликовал 10 июля 2020.
Размещено в Главная страница.
.