Православный катехизис. Божественная литургия

В газете «Возрождение», издаваемой Приходским советом Успенской церкви города Советска (Кукарское благочиние), мы  знакомим наших читателей  с главами из книги «Хлеб Небесный» новомученика святителя Серафима Звездинского, архиепископа Дмитровского, который просто и понятно рассказывает о Божественной литургии. Предлагаем подписчикам и посетителям нашего сайта некоторые из этих глав.

Продолжим нашу беседу о литургии. Из нашего современного храма перенесёмся, други мои, в языческую далёкую Антиохию первых времён христианства. Воздвигнуто гонение на христиан, их схватывают, заключают в страшные тюрьмы, а потом в амфитеатрах отдают на съедение зверям или, обернув засмолённой паклей, зажигают, так что христиане изображают живой факел.

То же и в Антиохии происходило, и гонителями был схвачен священник Лукиан со своею паствою. Они уже были  приговорены, и паства с грустью сказала Лукиану: «Отец наш, как же мы причастимся Святых Тайн?». Лукиан неподвижно лежал на помосте, ноги его были скованы, встать он не мог. «А есть ли у нас хлеб и вино?» — спросил он. «Добрые люди принесли всё это, — ответили ему. — Только как же совершать ты будешь литургию, даже и престола у нас нет». Заключённый священник воскликнул: «Принесите хлеб и вино, положите их на грудь мою. Пусть она будет живым престолом для Пречистых Тайн Господа!». И принесли хлеб и вино на грудь Лукиана, и совершена была литургия Божественная, во время которой причастился сам Лукиан и все остальные христиане.

Так древние христиане совершали литургию. Не было у них установленных молитв и обрядов. Литургию во время гонений они совершали под землёй, в катакомбах. С вечера начиналась служба и с восходом солнца кончалась, но не потому, что уставали верующие молиться, а потому, что опасно было жить христианам. В разных местах языческого мира совершалась литургия. В более раннее время христиане собирались каждый день, но особенно в день воскресный, который они называли днём Солнца и днём хлеба в память Воскресения Христова, Солнца правды, и в память хлеба — Святого Причащения. Служба начиналась с чтения Евангелия и посланий апостолов, а потом начиналась молитва. Говорились и читались молитвы не по молитвеннику, а из сердца; молитва была пламенная, импровизированная.

 Сердца, возгретые благодатью Духа Святаго, издавали дивные гимны и песнопения. Не сохранилось почти ни этих молитвословий, ни поучений; только в отрывках более поздних времён находим мы указания, что некоторые из наших молитв в литургии повторяют песнопения древних христиан. Так, наш возглас «Возлюбим друг друга…» сейчас только хладные слова, тогда же он был полон глубокого смысла. Тогда чувствовали люди, находящиеся в подземной церкви, что они действительно любят друг друга, близки один другому, и в знак этой любви и братства присутствующие в храме с произнесением этих слов целовали друг друга: мужчины целовали мужчин, а женщины — женщин. Священнослужители также давали лобзание друг другу.  И звуки гимнов сменялись другими звуками — лобзания. От этого обычая остался лишь слабый след: священнослужители теперь в это время целуют друг друга в плечо, а диакон целует крест на ораре. Точно так же, когда у нас теперь возглашается: «Горе имеим сердца», только хор холодно отвечает: «Имамы ко Господу», а тогда все от всей души произносили эти слова, потому что первые христиане пребывали душою с Господом, не замечая времени, не чувствуя усталости, и только заря заставляла из осторожности  разойтись по домам верующих, которые сошлись на молитву вечером. Так долго молились они. В Деяниях святых апостолов об этом говорится. Так пламенна была молитва и вера христиан, что они не замечали времени. После долгой молитвы начиналось причащение всех верующих.

Древние христиане причащались каждый день. Позже причащались реже, но не менее раза в неделю. Для принятия Святых Тайн верующие подходили прямо к престолу, так как тогда иконостас не отделял алтаря от храма. Сначала причащались все мужчины, потом женщины; больным или занятым службой Святое Причащение диаконы носили на дом. Так чиста была жизнь первых христиан, что они могли каждый день быть готовыми к Святому Причащению. Вот какова была литургия в древнее время.

Если вас теперь спросят, други мои, что такое литургия Божественная, отвечайте, что она  завещание Спасителя нашего. Он своими словами «Сие творите в Мое воспоминание» оставил нам как бы завещание совершать литургию — вкушать Его Животворящее Тело и Кровь. Скажите, что литургия — это бриллиант, дивный подарок Христа. Литургия — это река укрепляющая, освежающая, истекшая из ребра Распятого Иисуса. Литургия — это мост золотой, по которому только и можно прийти к вечной жизни. Любящие же литургию, этот бриллиант неоценимый, эту реку, несущую нам жизнь, помните это завещание Христа, идите этим золотым мостом, который спасёт вас от пропастей ада. Не слушайте, возлюбленные, тех людей, которые бегут от литургии, бегут от Чаши. Это несчастные, заблудшие, жалкие люди. Они не видят блеска бриллианта, они задыхаются от жажды вдали от реки Христовой, они падают в пропасть, избегая моста. Вы же зовите всегда: «Хвалите имя Господне…».

Опубликовал 11 июня 2020.
Размещено в Главная страница.
.