3 июня — начало Великорецкого крестного хода

Великорецкий крестный ход

Вот уже более шести веков совершается Великорецкий крестный ход. Каждый год 3 июня с разных концов нашей страны, из далеких городов и сел русской земли, а сейчас и из Германии, Франции, Испании и других зарубежных государств тысячи людей приезжают в древнюю Вятку, чтобы еще раз совершить  это торжественное молитвенное шествие на берег реки Великой. Там в 1383 году произошло событие, освятившее эти места, — явление чудотворной иконы святителя Николая. Верующие идут, чтобы еще раз получить великую благодать, дарованную Господом. В течение веков Великорецкий крестный ход собирал тысячи паломников. Известный во всей России вятский художник А.А. Рылов вспоминал, как это было в XIX веке: «В Вятку  стекались сотни богомольцев в лаптях, с котомками за плечами, с посохами; среди них встречались разные народности Вятского края: вотяки, пермяки, черемисы, зыряне…Изо всех церквей к собору собирались хоругви, и вот под колокольный звон всех церквей начиналось шествие с архиереем и губернатором во главе. Шло духовенство, певчие в особых парадных костюмах…Гористые берега густо покрыты народом…Среди шума берега и речных волн доносится голос протодиакона и песнопение молебна…»

Однако в  XX веке,  в трудные для Русской Православной  Церкви годы, Великорецкий крестный ход фактически был запрещен. Для борьбы с паломниками власти устанавливали милицейские кордоны, которые должны были находить верующих, пробирающихся сквозь лесную чащу к месту явления иконы, и вывозить их как можно дальше от святого места. «В 1982 году, — пишет известный русский писатель,  уроженец Уржума Владимир Крупин, — шло всего тридцать человек. Остальные паломники в разное время пробирались в два-три человека лесными тропами, чтобы их не заметили».

О возрождении крестного хода заговорили в 1988 году, когда вся Россия праздновала тысячелетие  крещения, а в 1992 году крестный ход пошел своим историческим путем. Распорядок его достаточно сложен: три дня идут паломники к месту явления чудотворного образа и два дня — обратно, ежедневно преодолевая по тридцать и более километров пути. Ежедневно нужно идти по шестнадцать-восемнадцать часов, ложиться в десять-одиннадцать часов вечера, уже в два часа ночи вставать, а в три — выходить. Жара, дождь, холод, мошкара, комары! Но верующие идут, и никакие трудности не могут остановить человека, чья душа тянется к великому, святому, вечному.  В последние годы Великорецкий крестный ход собирает десятки тысяч паломников, среди которых обязательно бывают и прихожане Успенского и Покровского храмов нашего города.

В нынешнем году в организации и проведении Великорецкого крестного хода произойдут изменения: 3 июня из Серафимовского собора колонна сразу отправится в село Макарье, а 8 июня крестный ход будет возвращаться в Успенский Трифонов монастырь, а не в Серафимовский собор, как раньше. Вместе с паломниками часть пути крестного хода, до села Макарье, пройдет архиепископ Вятский и Слободской Марк.

Выступая на очередном заседании организационного комитета по оказанию содействия в проведении Великорецкого крестного хода, председатель оргкомитета, заместитель председателя правительства области, А. А. Галицких сказал: «Наша общая задача, нет, не избавить паломников от любых трудностей (это противоречит самому смыслу крестного хода, его духовному началу), но избежать «искусственных» трудностей там, где возможно. Я имею в виду качество дорог, обустройство стоянок, обеспечение безопасности. Поэтому от всех служб, участвующих в сопровождении Великорецкого крестного хода, требуется максимальная четкость и скоординированность действий». В соответствии с этим продумано все:  квалифицированное медицинское обслуживание, походные кухни в местах стоянок, устройство ночлега и многое-многое другое.

…Великорецкий крестный ход жив. Это значит, что возродилась древняя традиция, Это значит, что не забыли православные обычаев предков, и снова сияет над Россией покров и молитвенное заступничество великого угодника Божия – святителя и чудотворца Николая.

В. Загайнова, пресс-служба Успенского храма.

Опубликовал 2 июня 2011.
Размещено в Общие.
.