24 мая —   память святых равноапостольных учителей Словенских Кирилла и Мефодия

Святые равноапостольные просветители Кирилл и Мефодий — создатели славянской азбуки. Они родились в греческом городе Солунь, хорошо знали славянский язык, потому что их отец был славянином. Благодаря им мы можем читать Евангелие, Псалтирь, богослужебные книги, молитвы на понятном  церковно-славянском языке.

Благодаря великим трудам и подвигам солунских братьев, славяне: русские, украинцы и белорусы, болгары и словаки – обрели свою письменность, объединившую их всех в Церкви Христианской. Сам Господь открыл братьям Кириллу и Мефодию после их жаркой молитвы в монастыре тайный, сокровенный смысл каждой буквы, отражающей звук славянской речи, её Божественную сущность.

Святые равноапостольные просветители и учители родились в начале IX века в городе Солунь – одном из главных городов Византийской империи, который был расположен на берегу Эгейского моря. Отец их был болгарин, а мать — гречанка. Семья была знатной и благочестивой. Святой Мефодий был старшим из семи братьев, святой Константин (Кирилл  — его монашеское имя) —  самый младший. Около десяти лет святой Мефодий был правителем в одном из подчинённых Византийской империи славянских княжеств и там выучил славянский язык. Потом он принял монашество в одном из монастырей горы Олимп.

Святой Константин с малых лет отличался большими способностями и учился вместе с малолетним императором Михаилом у лучших учителей Константинополя, в том числе у Фотия —  будущего Патриарха Константинопольского. Он в совершенстве постиг все науки своего времени и многие языки, особенно прилежно изучал творения святителя Григория Богослова. Окружающие дивились его таланту и трудолюбию. В «Житии» говорится, что он «в три месяца овладел всей грамматикой и за иные взялся науки, научился же и Гомеру, и геометрии, и у Льва и у Фотия диалектике, и всем философским учениям. И так изучил их все, как не изучал ни один из иных, так как скорость в нём и прилежание слились, помогая одна другой». За свой ум и выдающиеся познания святой Константин получил прозвание Философа (мудрого). По окончанию учения он принял сан иерея и был назначен хранителем патриаршей библиотеки при Храме Святой Софии, но вскоре покинул столицу и тайно ушел в монастырь. Однако его разыскали, вернули в столицу и назначили учителем философии в высшей Константинопольской школе.

Мудрость и сила веры совсем ещё молодого Константина были столь велики, что ему удалось победить в прениях вождя еретиков-иконоборцев Анния. После этой победы император послал его на диспут для прений о Святой Троице с сарацинами (мусульманами). Святой Константин победил и в этом духовном споре. Вернувшись, он удалился к своему брату, святому Мефодию, на Олимп, где проводил время в непрестанной молитве и чтении творений святых отцов.

Вскоре император вызвал обоих святых братьев из монастыря и отправил их к хазарам для Евангельской проповеди (Хазария – государство на территории Северного Кавказа, Приазовья, большей части Крыма). Во время путешествия они остановились в Корсуни (Херсонесе), и, как гласит «Житие», «Константин нашел Евангелие и Псалтирь, написанные русскими письменами, и человека нашел, говорящего на том языке, и беседовал с ним, и понял смысл этой речи, и, сравнив ее со своим языком, различил буквы гласные и согласные, и, творя молитву Богу, вскоре начал читать и излагать их, и многие удивлялись ему, хваля Бога». После этого святые братья отправились к хазарам, где одержали победу в прениях с иудеями и мусульманами, проповедуя Евангельское учение. Вернувшись в Константинополь, святой Мефодий получил игуменство в небольшом монастыре Полихрон, а святой Константин остался в столице.

Вскоре к императору пришли послы от моравского князя Ростислава с просьбой прислать в Моравию учителей, которые могли бы проповедовать слово Божие на родном для славян языке. Император призвал Константина и сказал ему: «Необходимо тебе идти туда, ибо лучше тебя этого никто не выполнит». Святой Константин с постом и молитвою приступил к новому подвигу. С помощью своего брата Мефодия и учеников Горазда, Климента, Саввы, Наума и Ангеляра он составил славянскую азбуку и перевёл на славянский язык книги, без которых не могло совершаться богослужение: Евангелие, Апостол, Псалтирь и избранные службы. Это вызвало гнев немецких епископов, считавших, что богослужение может совершаться только на еврейском, греческом и латинском языках. Святой Константин ответил им: «Вы признаёте лишь три языка, достойных того, чтобы славить на них Бога. Но Давид вопиет: «Пойте Господеви вся земля, хвалите Господа вси языцы, всякое дыхание да хвалит Господа!»,  и в Святом Евангелии сказано: «Идите научите вся языки». Разрешил этот спор папа Римский, утвердив богослужение на славянском языке, а переведённые братьями книги приказал положить в римских церквах и совершать литургию на славянском языке.

Находясь в Риме, святой Константин занемог и, в чудесном видении извещенный Господом о приближении кончины, принял схиму с именем Кирилл. Через пятьдесят дней после этого, 14 (27) февраля 869 года, равноапостольный Кирилл скончался в возрасте сорока двух лет. Мощи его были положены в церкви святого Климента, где от них стали происходить чудеса.

Его дело продолжил святой Мефодий, который до дня своей кончины, 6 (19) апреля 885 года, распространял богослужебные книги на славянском языке. Он перевёл Ветхий Завет, Номоканон (Правила святых отцов) и святоотеческие книги (Патерик).

Те труды, которые положили святые Кирилл и Мефодий в дело христианизации славянских народов, неоценимы. Благодаря им мы имеем великолепный язык, на котором восхваляем Господа. Все учащиеся обращаются к ним в своих молитвах для разумения преподаваемых наук.

Также 24 мая — тезоименитство Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла.

Опубликовал 22 мая 2020.
Размещено в Главная страница.
.