Архипастырский визит в Кукарское благочиние

В воскресенье, 17 мая 2020 года, в Неделю 5-ю по Пасхе, о самаряныне, митрополит Вятский и Слободской Марк возглавил Божественную литургию в Успенском соборе города Советска.

За богослужением Его Высокопреосвященству сослужили благочинный Свято-Трифонова монастыря игумен Вениамин (Веселов), благочинный Кукарского благочиния иерей Николай Андреев, настоятель Успенского храма протоиерей Петр Ковальский, клирик Успенской церкви протоиерей Николай Смирнов и настоятель Троицкого храма поселка Среднеивкино иерей Стефан Ижик.

Сегодня за богослужением в честь праздника Святой Пасхи богослужебно-иерархической награды – права ношения наперсного креста – был удостоен настоятель Троицкой церкви села Среднеивкино иерей Стефан Ижик. Аксиос!

С проповедью с амвона к верующим обратился клирик Успенской церкви города Советска протоиерей Николай Смирнов. Отец Николай рассказал о воспоминаемом сегодня событии – встрече Христа с самарянкой —  и обратил внимание на то, что Господь пришел в мир для того, чтобы дать человеку воду живую.

Иисус, утрудившись от пути, сел у колодезя. Было около шестого часа. Приходит женщина из Самарии почерпнуть воды. Иисус говорит ей: дай Мне пить. Ибо ученики Его отлучились в город купить пищи. Женщина Самарянская говорит Ему: как ты, будучи Иудей, просишь пить у меня, Самарянки? ибо Иудеи с Самарянами не сообщаются.

Иисус сказал ей в ответ: если бы ты знала дар Божий и Кто говорит тебе: дай Мне пить, то ты сама просила бы у Него, и Он дал бы тебе воду живую. Женщина говорит Ему: господин! тебе и почерпнуть нечем, а колодезь глубок; откуда же у тебя вода живая? Неужели ты больше отца нашего Иакова, который дал нам этот колодезь и сам из него пил, и дети его, и скот его?

Иисус сказал ей в ответ: всякий, пьющий воду сию, возжаждет опять, а кто будет пить воду, которую Я дам ему, тот не будет жаждать вовек; но вода, которую Я дам ему, сделается в нем источником воды, текущей в жизнь вечную. (Евангелие от Иоанна 4:1-42).

Священник разъяснил, что человек встречается со Христом в Таинстве Святого Причащения, когда под видом хлеба и вина причащается Плоти и Крови Христовой, то есть приобщается к Самому Живому Богу. И об этом важно помнить и объяснять смысл Таинства уже детям.

Богослужебные песнопения под сводами старинного храма прозвучали в исполнении архиерейского хора Свято-Успенского кафедрального собора Трифонова монастыря под управлением регента Людмилы Телегиной.

В завершение богослужения митрополит Вятский и Слободской Марк обратился к верующим с архипастырским словом:

— Дорогие братья и сестры, в звучавшем сегодня за богослужением евангельском чтении – беседе Спасителя с самарянкой – ответы на сегодняшние жизненные обстоятельства. Казалось бы, на общество ввиду эпидемии накладывают те или иные ограничения, и мы начинаем скорбеть от того, что нас лишают возможности выразить свои устремления. С другой стороны, мы начинаем ценить то, что имеем. Обратимся к беседе Спасителя с самарянкой.

Женщина говорит Ему: Господи! вижу, что Ты пророк. Отцы наши поклонялись на этой горе, а вы говорите, что место, где должно поклоняться, находится в Иерусалиме. Иисус говорит ей: поверь Мне, что наступает время, когда и не на горе сей, и не в Иерусалиме будете поклоняться Отцу. Вы не знаете, чему кланяетесь, а мы знаем, чему кланяемся, ибо спасение от Иудеев. Но настанет время и настало уже, когда истинные поклонники будут поклоняться Отцу в духе и истине (Евангелие от Иоанна 4:1-42).

Не на том или ином месте, не в той или иной форме, а в духе и истине. Господь указует своим ученикам: Если любите Меня, соблюдите Мои заповеди (Ин. 14:15). А заповеди какие? Ветхозаветные: знай своего истинного Бога, не сотвори себе кумира, не поклоняйся ложным богам и идолам и в отношении к своим ближним будь честен и справедлив: не убей, не укради, не пожелай от него ничего; и новозаветные заповеди: очисти свое сердце – тогда оно Бога узрит, твори вокруг себя мир – тогда наречешься сыном Божиим, претерпите, когда падший мир изгоняет из своей среды, радуйтесь и веселитесь, ибо велика ваша награда на небесах (Мф. 5:12).

Духовная жизнь не заключается в том, чтобы утром встал и перекрестился, вечером молитвы прочитал, в субботу или в воскресенье пришел в храм… а ты молился или нет? Неважно где. Бог вездесущ. И Он говорит: Се, стою у двери и стучу. Спаситель говорит: храм домом молитвы наречется. Легче молиться, когда мы все вместе: Там, где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них (Мф. 18:20). Но в то же время Он говорит: помолись Отцу твоему, Который втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно (Мф. 6:5-6). Что даст? Материальные блага? Нет. Каждый дает то, что имеет. И тогда нам становятся понятны слова Спасителя: Мир Мой даю вам не так, как мир дает (Ин. 14:27). Материальный мир ограничен своей материальностью. И он дает то, что привязывает человека к этому миру. А Бог дает то, что привязывает человека к жизни вечной. Поклоны, крестные знамения – это формы нашего внутреннего выражения и устремления. Человек двусоставен: у него есть душа и тело. Что мир дал нам или мне как человеку? Из земли взят – в землю и отыдеши (Бытие 3:19). И тело идет в землю. А душа откуда? От Бога. И удивительная вещь – тело движется туда, куда устремлена душа. И по любому действию человеческому – по его глазам, по его устремлениям, по его движениям тела видно, куда он устремлен. Поэтому духовная жизнь – это не просто соблюдение той или иной формы. Мы можем через форму себя дисциплинировать. Мы можем через физические действия свидетельствовать или выражать свои устремления. Мы можем выражать земной поклон. А если человек болеет, суставы болят – он что, не может Богу помолиться? Богу поклоняются в духе и истине. Этим путем давайте идти: не внешнюю форму соблюдать, а внешне выражать свое внутреннее устремление и устроение. Христос Воскресе!

В ходе визита в Кукарское благочиние митрополит Марк сегодня посетил также храм Покрова Божией Матери города Советска. Примечательно, что по благословению Владыки в Покровской церкви продолжаются реставрационные работы. Недавно церковь украсил золотой купол с крестом, а сейчас установлена основа иконостаса в левом приделе в честь Иоанна Предтечи, в благолепном золоченом киоте пребывает Тихвинская икона Божией Матери. Благоукрашены новыми киотами и старинные храмовые святыни — образ Спасителя и икона святого Феодосия Черниговского.

Пресс-служба Вятской Епархии.

Опубликовал 18 мая 2020.
Размещено в Главная страница.
.