15 февраля — Сретение Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа

Это двунадесятый праздник, связанный с важнейшим событием в истории человечества. Симеон Богоприимец, охваченный великой, несказанной радостью, встретил в этот день Младенца Христа, Которого принесли в Иерусалимский храм Пресвятая Богородица и праведный Иосиф, и произнёс: «Ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко, по глаголу Твоему, с миром; яко видеста очи мои спасение Твое» (Лк. 2:29-30).

 Праздник Сретения Господня призывает нас к радостной встрече с Господом нашим Иисусом Христом, напоминая о том, что каждый из нас в этот великий день должен понять, как важно  духовное обновление, изменение своей жизни. Встреча с Христом – это, прежде всего, обретение новой, духовной жизни.  В этот же день, 15 февраля, празднуется День православной молодежи.

Предлагаем вам прочитать проповедь Святейшего Патриарха Кирилла на праздник Сретения Господня.

Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Сегодня мы празднуем великий двунадесятый праздник — Сретение Господне. Праздник этот, хотя и установлен в честь встречи Господа с ветхозаветным праведником Симеоном и пророчицей Анной, посвящён Богоматери. По древнему ветхозаветному обычаю на 40-й день после рождения каждый первенец мужского пола должен был быть посвящён Богу. Происходил этот обряд в Иерусалимском Храме, и матери приносили своих первенцев, посвящая их Богу. В знак этого посвящения приносили жертву — кто какую мог. Люди побогаче закалывали тельцов и овец, а бедные  приносили голубей или горлиц. С этими птицами и пришла Дева Мария в Иерусалимский Храм, чтобы посвятить Богу Своего Первенца, принести Ему в жертву то, что Она могла Богу пожертвовать.

Праведный Симеон, по преданию, был одним из тех, кто участвовал в переводе Библии с еврейского языка на греческий, — это перевод, известный в науке под названием Септуагинта, перевод 70-ти толковников. Церковь хранит память о Симеоне как одном из этих толковников. Перевод был выполнен в III веке до Рождества Христова. Когда Симеон переводил известные слова из пророка Исаии: «Се, Дева во чреве приимет и родит Сына» (Ис. 7:14), то усомнился и, решив подчистить текст, взял нож для того, чтобы эти слова убрать из текста; но был остановлен силой Божией и получил внушение, что не умрёт, пока сам не увидит то, в чем усомнился.

Симеону было много лет, и, наверное, он устал от жизни. И когда Дева Мария пришла в Иерусалимский Храм, то, движимый Духом Святым, он пошёл Ей навстречу и произнёс те удивительные слова, которые стали нашей молитвой, совершаемой во время вечернего богослужения: «Ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко, по глаголу Твоему, с миром; яко видеста очи мои спасение Твое». И, обращаясь к Деве Марии, Симеон произнёс другие пророческие слова: «Се, лежит Сей на падение и восстание многих и в предмет пререканий; и Тебе Самой оружие пройдет душу, дабы открылись помышления многих сердец» — удивительные слова, которые полностью осуществились и в земной жизни Спасителя, и после Его Воскресения: Он стал предметом пререканий, и одни, принимая Спасителя, восставали вместе с Ним, а другие, отвергая Его, падали.

Это восстание и падение происходит даже до сегодняшнего дня, и пророчество Симеона сегодня так же реально осуществляется в жизни, как то было и в древности. Почему же происходит такое, казалось бы, странное явление: Бог пришел в мир, стал Человеком, явил множество чудес, воскрес из мертвых, основал Церковь, которую не могут одолеть врата ада (см. Мф. 16:18), и, тем не менее, многие люди не принимают Спасителя, не верят в очевидный факт Воскресения, не признают таинственной силы действия Духа Святого в жизни Церкви, остаются нечувствительными к церковной проповеди?  И, напротив, есть множество тех, кто не просто принял слова Спасителя, но восстал с Ним — и в прямом, и в переносном смысле слова, пройдя через многие страдания, утверждая веру в то, что Родившийся от Девы Марии есть Сын Божий и Спаситель мира. Это утверждение никогда не было простым — ни в самом начале бытия Церкви, ни в течение всей истории, ни в наше время. Но через это утверждение мы восстаём вместе со Христом и мы воскреснем в жизни вечной в Царствии Божием.

Ну, а почему же праздник Богородичный? А потому, что в словах, обращённых к Деве Марии, мы находим евангельское подтверждение нашей веры в то, что Она является Ходатаицей, Молитвенницей за нас: «И Тебе Самой оружие пройдет душу, дабы открылись помышления многих сердец». Оружие прошло сквозь Её душу — страшное оружие созерцания мучений и смерти единственного Сына. Сердце Матери, наверное, разрывалось от этой страшной боли, сопоставимой с физической болью распинаемого Спасителя. Но эта страшная сердечная боль, это оружие дало Ей великую силу прозревать помышления многих сердец.

И сегодня Она слышит молитвы каждого из нас, кто с верой, надеждой, силой духовной обращается к Ней. Она прозревает наши мысли, Она прозревает нашу внутреннюю жизнь, Она знает, что нам действительно нужно, а что нет. Через то страшное страдание открылось у Неё особое зрение, в поле которого входит весь человечеcкий род, вся Церковь. Потому мы и называем Её Матерью Божией и Матерью всех верующих, Матерью Церкви. И сегодня наши мысли, в первую очередь,  о Ней, о Её подвиге, о Её вере, о Её смирении, о Её любви, о Её прозрении наших помыслов.

В этом смысле праздник Сретения имеет совершенно особое место в кругу церковных праздников. Он был одним из первых, которые стала отмечать Церковь, одним из древнейших. Уже в IV веке обретаются проповеди великих святителей, посвящённых этому дню: Мефодия Патарского, Кирилла Иерусалимского, Григория Богослова, Григория Нисского, Иоанна Златоуста, что свидетельствует о том, что с глубокой древности в честь события Сретения Церковь собиралась на молитву и отмечала этот день.

Но особым торжеством праздник Сретения стал окружаться с VI века. В ту пору в Антиохии произошло страшное землетрясение, а потом в Византийской империи вспыхнула эпидемия моровой язвы. Каждый день погибали тысячи людей. Тогда благочестивый император Юстиниан повелел в день Сретения Пресвятой Богородицы совершить великий крестный ход и торжественное празднество; и моровая язва остановилась.

Это событие, которое так перекликается со словами старца Симеона «откроются Тебе помышления многих сердец», то есть откроются Тебе сердца человеческие, с их болью и страданиями, и закрепило в церковной истории празднование Сретения Господня как великого двунадесятого Богородичного праздника.

Вспоминая это событие, мы должны задуматься о том, что с нами происходит: мы среди тех, кто восстаёт со Христом, или среди тех, для кого Он предмет пререканий? Мы должны задуматься также и о том, достаточно ли сильно мы верим в предстательство Божией Матери, способной через Свои страдания реально видеть нашу скорбь и нашу боль и откликаться на нашу молитву. И пусть сей праздник подвигнет нас к ещё более бережному хранению священной памяти об этом событии, а также о великом подвиге Богоматери, через который Она обрела силу быть Предстательницей и Молитвенницей о всех нас. Аминь.

На нашем сайте вы можете найти и другие материалы о празднике, а также о Дне православной молодёжи.

 

 

 

 

 

 

 

Опубликовал 14 февраля 2020.
Размещено в Главная страница.
.