26 сентября – память обновления (освящения) храма Воскресения Христова в Иерусалиме (Воскресение словущее)

«Якоже вышния тверди благолепие, и нижнюю споказал еси красоту святаго селения славы Твоея, Господи, утверди сие во век века и приими наша в нем непрестанно приносимая Тебе моления, Богородицею, всех Животе и Воскресение» — тропарь, глас 4-й.

В этот день Святая Церковь воспоминает торжество по случаю освящения храма Воскресения Христова, воздвигнутого святым  равноапостольным Константином и его матерью, святой равноапостольной  Еленой. Праздник этот ещё называется в народе «Воскресением словущим».

Какова же история этого храма?

После Крестной смерти Господа и Спаса нашего Иисуса Христа священное место Его страданий долго попиралось язычниками. Римский император Тит в 70-м году завоевал Иерусалим,  разорил город и разрушил храм Соломона, не оставив там камня на камне. Ещё во время Своей земной жизни Спаситель  предсказал это. (Прочитайте Евангелие от Марка 13, 1-2). Позднее император Адриан (117 – 138 г.г.), который тоже был язычником, построил на месте разорённого Титом Иерусалима новый город, который назвал своим именем — Елий-Адриан. Он приказал засыпать землёй и камнями Святой Гроб Господень и на этом месте поставил идола. На Голгофе, где был распят Спаситель, в 119 году построил храм, посвящённый языческой богине Венере. Здесь приносили жертвы  богам, совершали обряды, сопровождавшиеся блудом.

 В Вифлееме, на месте, где родился Спаситель от Пречистой Девы, язычник Адриан поставил идола Адониса. Он хотел, чтобы люди совершенно забыли о Христе Спасителе и никогда не вспоминали мест, где Он жил, учил, пострадал и воскрес.

 Равноапостольный Константин Великий (306 – 337 г.г), первый из римских императоров принявший христианскую религию, и его мать, царица Елена,  решили обновить Иерусалим, а на месте страдания и Воскресения Господа Иисуса Христа воздвигнуть новый храм. Святая равноапостольная Елена с большим запасом золота отправилась в Иерусалим, а Константин Великий написал письмо Патриарху Макарию I (313 – 323 г.г.), в котором просил его всячески помогать святому делу обновления христианских святынь.

 Прибыв в Иерусалим, святая царица уничтожила все идольские капища, очистила город от языческих идолов и освятила осквернённые места. Она очень хотела отыскать Крест Господа нашего Иисуса Христа и приказала раскопать место, где стоял храм Венеры. Там был обнаружен засыпанный Гроб Господень и Лобное место, неподалеку от которого нашли три креста и гвозди. Чтобы определить, на  котором из крестов был распят Спаситель, Патриарх Макарий повелел возлагать кресты по очереди на усопшего, которого как раз проносили к месту погребения. Как только Крест Христов коснулся умершего, он ожил. С огромной радостью равноапостольная  Елена и Патриарх Макарий высоко подняли (воздвигли) Животворящий Крест Господень и показали Его людям.

Святая Елена сразу же начала строить храм, который включил в свои стены Голгофу и Гроб Господень, находившиеся на небольшом расстоянии друг от друга. Святой апостол и евангелист Иоанн Богослов пишет: «На том месте, где Он был распят, был сад и в саду гроб новый, в котором еще никто не был положен; там положили Иисуса ради пятницы иудейской, потому что гроб был близко». (Прочитайте Евангелие от Иоанна 19, 41 — 42).

Храм Воскресения строили 10 лет. Святая царица Елена не дожила до счастливого дня: она преставилась в 327 году. За время своего пребывания в Иерусалиме благоверная царица построила храмы в Вифлееме, на Елеонской горе, в Гефсимании и во многих других местах, связанных с жизнью Спасителя и событиями Ветхого Завета.

Окончание сооружения Новозаветного храма Воскресения Христова, названного в память Крестных Страданий Спасителя «Мартирионом», совпало с Первым Тирским Собором и с тридцатилетием царствования равноапостольного императора Константина Великого. Поэтому освящение храма Воскресения, состоявшееся 13 (26) сентября 335 года,  было особенно торжественным. В  нём участвовали  иерархи Христианской Церкви из многих стран: Вифинии, Фракии, Киликии, Каппадокии, Сирии, Месопотамии, Финикии, Аравии, Палестины, Египта. На торжество были приглашены отцы только что закончившегося Тирского Собора. В тот же день был освящён весь город Иерусалим. Память этого знаменательного события отцами Церкви была установлена 13 (26)  сентября.

                                      По материалам православных сайтов.

Опубликовал 24 сентября 2019.
Размещено в Главная страница.
.