Православная этика.  Духовное чтение

Предлагаем вам познакомиться с размышлениями  и поучениями преподобного Дорофея Палестинского. Его творения поражают глубокой духовной мудростью, простотой и доступностью изложения.  Он учит тому, что послушание и смирение, соединённые с глубокой любовью к Богу и ближним, являются теми добродетелями, без которых невозможна духовная жизнь.

О совести 

Когда Бог сотворил человека, то Он вселил в него нечто Божественное, как бы некоторый помысел, имеющий в себе, подобно искре, и свет, и теплоту, – помысел, который просвещает ум и показывает ему, что доброе и что злое. Это называется совестью, а она есть естественный закон.

В отношении к Богу поступает по совести тот, кто не пренебрегает Его заповедями – даже в том, чего не видят люди и чего никто не требует от нас; он слушает совесть свою к Богу втайне…Всё недоброе, что бывает втайне, чего никто не знает, кроме Бога и совести нашей, должны мы сознавать как грех и каяться; и это-то и есть хранение  совести в отношении к Богу.

  Хранение совести в отношении к ближнему требует, чтобы не делать ничего такого, что, как мы знаем, оскорбляет или соблазняет ближнего делом, или словом, или видом, или взглядом; ибо и видом, как я часто повторяю, даже и взглядом можно оскорбить брата.

О святых заповедях

Бог, зная немощь нашу и предвидя, что мы и после Святого Крещения будем согрешать, как сказано в Писании, что «помышления сердца человека – это от юности его» (Быт. 8, 21), дал нам по благости Своей  святые заповеди, очищающие нас, чтобы мы, если пожелаем, могли опять соблюдением заповедей очиститься не только от грехов наших, но и от самих страстей. Через сокрушение сердечное человек делается послушным заповедям, освобождается от зла, приобретает добродетели, и потом душа его находит покой.

О смиренномудрии

 Ни страх Божий, ни милостыня, ни вера, ни воздержание, ни другая какая-либо добродетель  не могут быть совершенны без смиренномудрия. Прежде всего,  нам нужно смиренномудрие, чтобы  быть готовыми на каждое слово, которое мы слышим, сказать: «Прости», ибо смиренномудрием отражаются все напасти духов злобы. Возношение рождает пренебрежение, непослушание и погибель, как и смиренномудрие рождает послушание и спасение души.   Не презирать деяния ближнего есть дело смиренномудрия, и следует принимать даяние с благодарностью, даже если оно мало и незначительно.

Уклоняйся от зла

Удерживать язык свой от зла – значит не уязвлять чем-либо совесть ближнего, не злословить, не раздражать. Когда человек уклонится от зла и потом будет стараться с помощью Божией делать благое, тотчас восстают на него брани вражеские, и он подвизается, трудится, сокрушается, не только боясь возвратиться опять на злое, но и надеясь на награду за благое, подобно наемнику. И таким образом, терпя нападения от лукавого духа, борясь с ним и сопротивляясь ему, он делает благое, но с большою скорбью, с великим трудом. Когда же он получит помощь от Бога и приобретет некоторый навык в добре, тогда видит он покой, тогда вкушает мир в сердце своём, тогда ощущает, что значит печаль брани с духами злобы и что – радость мира душевного. И потом уже ищет этот мирного состояния души, усиленно стремится к нему, чтобы достигнуть его, приобрести совершенно и водворить его в себе. Не делай зла даже и в шутку, ибо случается, что иной сначала шутя делает злое, а после и нехотя им увлекается.

Опубликовал 18 июля 2019.
Размещено в Главная страница.
.