Духовное чтение. 22 апреля – понедельник Страстной седмицы Великого поста

В святые дни Великого поста каждому из нас нужна духовная поддержка.  Особую роль в этом играет чтение Священного Писания, житий святых отцов, проповедей священнослужителей. Мы советуем вам познакомиться с книгой «Чтение на каждый день Великого поста», изданной Сретенским монастырём. Она понятна, доступна каждому верующему человеку, даже если он только начинает  непростой, но такой важный путь воцерковления. 22 апреля начинается Страстная седмица.

«Поутру же, возвращаясь в город, взалкал. И, увидев при дороге одну смоковницу, подошел к ней и, ничего не найдя на ней, кроме одних листьев, говорит ей: да не будет же впредь от тебя плода вовек. И смоковница тотчас засохла. Увидев это, ученики удивились и говорили: как это тотчас засохла смоковница? Иисус же сказал им в ответ: истинно говорю вам, если будете иметь веру и не усумнитесь, не только сделаете то, что сделано со смоковницею, но если и горе сей скажете: поднимись и ввергнись в море, — будет; и все, чего ни попросите в молитве с верою, получите» —  (Мф. 31:18—22).

« Плоды достойны покаяния принесем Христу» — из стихиры дня.

Дни Великой седмицы издревле посвящены  Церковью каждый особому воспоминанию, и каждый называется Великим.

В богослужении Великого Понедельника Святая Церковь приглашает верующих сопутствовать Христу, распяться с Ним, умереть ради Него для жизненных наслаждений, чтобы жить с Ним. В таинственном созерцании сближая события Ветхого и Нового Завета она показывает нам грядущие невинные страдания Спасителя в ветхозаветном прообразе целомудренного Иосифа, по зависти братьев невинно проданного и униженного, но после восстановленного Богом. «Иосиф, — говорится в Синаксаре, — есть прообраз Христов, потому что и Христос становится предметом зависти для Своих единоплеменников — иудеев, продается учеником за тридцать сребренников, заключается в мрачный и тесный ров — гроб — и, восстав из него Собственною силою, воцаряется над Египтом, то есть над всяким грехом, и вконец побеждает его, владычествует над всем миром, человеколюбиво искупляет нас дарованием таинственной пшеницы и питает небесным хлебом — Своею живоносною Плотию».

Из событий евангельских Святая Церковь воспоминает иссушение бесплодной смоковницы. Иссохшая смоковница, по словам Евангелия, была для апостолов знаменательною проповедью о силе веры и молитвы, без которых человек пред Богом духовно мертв. По разуму Святой Церкви, бесплодная смоковница изображает сонмище иудейское, у которого Иисус Христос не нашел истинного плода, а только лицемерную сень закона, которую обличил и проклял; но эта смоковница изображает также и всякую душу, не приносящую плода покаяния. Кроме повествования об иссушении смоковницы, утреннее Евангелие назидает нас сказанной Спасителем в этот именно день притчей о неправедных виноградарях, убивших сначала слуг господина своего, присланных за виноградом, а потом и самого сына своего господина. В этой притче нельзя не видеть и страшного осуждения христианам, дерзостно нарушающим заповеди апостольские и святоотеческие и тем продолжающим распинать Сына Божия своими прегрешениями. В евангельском чтении на литургии Святая Церковь напоминает судьбу богоотступного народа иудейского и кончину мира, как они были предызображены Иисусом Христом. Изображением великих и разнообразных бедствий и признаков разрушения Иерусалима и кончины века верующие побуждаются среди зол к великодушию, беспристрастию, терпению, молитве и бдению духовному и утешаются обетованием Спасителя о распространении Евангелия во всем мире и прекращении бедствий «избранных ради».
« Закон Божий»  (издание Сретенского монастыря)
    ПЕСНОПЕНИЯ ИЗ СЛУЖБЫ В ВЕЛИКИЙ ПОНЕДЕЛЬНИК 

« Се, Жених грядет в полунощи, и блажен раб, егоже обрящет бдяща: недостоин же паки, егоже обрящет унывающа. Блюди убо, душе моя, не сном отяготися, да не смерти предана будеши, и Царствия вне затворишися, но воспряни зовущи: Свят, Свят, Свят еси, Боже, Богородицею помилуй нас». 
    «Вот, Жених приходит в полночь, и блажен тот слуга, которого Он найдет бодрствующим; а кого найдет уныло спящим — тот недостоин. Смотри же, душа моя, не отягощайся сном, чтобы тебя не предали смерти и не закрыли пред тобой двери Царствия, но воспрянь, взывая: Свят, Свят, Свят Ты, Господи, по молитвам Богородицы помилуй нас!» — тропарь, глас 8

«Чертог Твой вижду, Спасе мой, украшенный, и одежды не имам, да вниду вонь: просвети одеяние души моея, Светодавче, и спаси мя».
   «Вижу, мой Спаситель, Твой украшенный чертог, и нет у меня достойной одежды, чтобы войти туда: просвети одеяние моей души, о Светодавец, и спаси меня» — эксапостиларий по 9-ой песни канона

«Изсохшия смоковницы за неплодие, прещения убоявшееся, братие, плоды достойны покаяния принесем Христу, подающему нам велию милость». 

«Братие, убоявшись приговора, постигшего иссохшую смоковницу за неплодие, принесем плоды достойные покаяния Христу, дарующему нам великую милость» — стихира на стиховне, глас 8

Тропарь —   краткое молитвенное песнопение, в котором раскрывается сущность праздника, прославляется и призывается на помощь священное лицо.

Эксапостиларий   — это  песнопение, которое поётся на утрени по 9-й песни канона и малой ектении, а в воскресные дни — по пении Свят Госпо́дь Бог наш.

Стихира – это  гимнографический текст строфической формы, обычно приуроченный к стихам псалма (отсюда название). В стихирах проводится тема дня или воспоминаемого события.

Стихира на стиховне  (иначе «стиховны»), то есть на стихи разных псалмов, определяемых конкретным праздником; поются в конце вечерни, в середине бденной литии и в конце вседневной утрени;

Православная энциклопедия «Азбука веры».  (http://azbyka.ru/).

Опубликовал 21 апреля 2019.
Размещено в Главная страница.
.