В дни Великого поста Церковь указывает нам путь духовного шествия.

И открыт он в коротком и спасительном слове молитвы преподобного Ефрема Сирина.  Она выделяется из всех молитв Великого поста. Когда её читают в храме, все преклоняют колени перед Владыкой и Господом в усердном молении. Эта покаянная молитва, составленная в IV веке преподобным Ефремом Сирином (сирийцем), по праву считается главной молитвой Великого поста и читается на постовых богослужениях.

Начало чтения этой молитвы приходится на среду и пятницу подготовительной к Великому посту —  Сырной седмицы. Она читается в храме на часах. Затем молитву Ефрема Сирина читают и во всю Святую Четыредесятницу, кроме суббот и воскресений, а также в первые три дня Страстной седмицы. В эти же дни она включается в домашнее молитвенное правило — утренние и вечерние молитвы, а также другие молитвенные правила, читаемые по благословению или епитимии. В чём же спасительная сила этой молитвы?

 Основной наш недуг – праздность, то есть лень, небрежность, нерадение. Плод праздности – уныние, в котором все учителя духовной жизни видят величайшую опасность для души. Оно приводит к тому, что человек видит только плохое вокруг себя. Появляются недоверие, подозрительность, мнительность. Уныние – самоубийство души, и находящийся в этой тьме не способен видеть свет и стремиться к нему. Любоначалие – это любовь к власти. Человек, далёкий от Бога, стремится поставить в центре всего своё «я». У такого только одно желание – подчинить себе людей, заставить считаться с собой, властвовать. Ему ничего не стоит ранить других безразличием, равнодушием, презрением, неуважением, неблагодарностью. Подкреплением духа праздности, уныния и любоначалия является празднословие. И праздность, и уныние, и любоначалие, и празднословие – преграда на пути к Богу, которую надо убрать. Не всегда человек может сам преодолеть их. И тогда мы обращаемся к Господу.

 Первая часть молитвы преподобного Ефрема Сирина – крик из глубины нашей души о помощи. Потом мы молимся о том, что нам надо приобрести на пути к Богу. Прежде всего, это целомудрие. Чудесный плод целомудрия – смирение. Только смиренные могут жить по правде, видеть Божие величие, доброту и любовь ко всём. Мы просим у Господа даровать нам также терпение. Чем больше мы приближаемся к Богу, тем терпеливее становимся. Плод и венец наших подвигов – любовь. Проверяется она нашей способностью видеть свои грехи и не осуждать других. Одно без другого бессмысленно. Но для спасения души недостаточно только видеть грехи и даже каяться в них. Тот, кто не умеет не осуждать, не застрахован от  лютого врага – гордыни. Победить её в нас до конца поможет один Бог, но от нас требуется усилие, и мы являем его, читая молитву Ефрема Сирина. Благодать Божия, данная в ней, удержит нас от худого и неприятного, направит к миру. Старайтесь, чтобы каждое слово было осознано вами, дошло до сердца и ума. Тогда и жизнь, и отношения ваши с окружающими будут другими. Время идет с ужасающей быстротой, а наши деяния оставляют след в книге жизни – след осуждения или оправдания. Искренняя молитва, обращённая к Богу, поможет нам на пути нашего спасения.

                                          По материалам православных изданий и сайтов.

 

 

 

 

Опубликовал 12 марта 2019.
Размещено в Главная страница.
.