«Вокруг много хороших людей»

В преддверии Рождественского поста мы встретились с настоятелем Ильинской церкви города Кирова иереем Сергием Жернаковым, который также несет послушание старшего наставника Вятского духовного училища.

— Отец Сергий, Ваш храм в честь пророка Илии в этом году отметил юбилейную дату. Расскажите, пожалуйста, об истории и жизни прихода.

— В этом году исполнилось 15 лет с момента освящения Ильинской церкви. Строительство храма стало долгожданным событием для всего микрорайона. Дело еще и в том, что на этом месте прежде находилась пивнушка, которую порядочные люди обходили стороной. В народе ее прозвали «Бабьи слезы». В 2001 году по решению руководства завода «Лепсе» и нашего священноначалия в память о лепсенцах, не вернувшихся с Великой Отечественной войны, был заложен первый камень в основание будущего храма Илии Пророка, который построили за два года. В 2012 году церковь расписали. С возведением храма не только благоукрасилась площадь Лепсе, но и духовно преобразился весь микрорайон. Многие его жители посещают богослужения, крестят здесь своих детей. В летние дни прихожане после службы подолгу общаются на обустроенной территории храма, пока ребята играют рядом.

— Расскажите о Вашем пути к вере?

— Я родился в городе Советске, крещен был в младенчестве. Первые религиозные воспоминания связаны с моей бабушкой Ниной. Когда мне было пять лет, я летом гостил у нее в деревне. Она объясняла мне значение молитв, однажды взяла на службу. В храме было очень красиво, и я впервые причастился. В советское время именно бабушки, не боявшиеся возможных прещений со стороны властей, были инициаторами крещения внуков. Прожив долгую жизнь, они хорошо понимали, что должно быть во главе угла. А еще они могли интересно рассказать о вере на доступном детскому восприятию языке. «Сила Божия в немощи человеческой совершается», — говорил апостол Павел. Немощные телом, они были крепки духом.

Затем я стал воспитанником воскресной школы при Покровском храме города Советска, нес послушание алтарника. Пребывание среди верующих людей, добрый пастырский пример протоиерея Николая Смирнова определили мой будущий выбор священнического служения. Навсегда запомнились поездки с отцом Николаем в окормляемые им дальние храмы. Однажды зимой было минус 20, а в церкви — + 5, но прихожане были безмерно рады, что несмотря на мороз у них в селе совершится Литургия и они смогут помолиться и причаститься. Такие примеры искренней веры многому учат.

После 11 класса я поступил в Костромскую духовную семинарию. Студенческие годы — золотое время в жизни каждого человека, хотя иногда бывало трудно. Например, руководство семинарии назначило меня старостой курса, на котором училось 30 человек! Тогда я еще не понимал, насколько такой опыт пригодится мне в будущем. Действительно, все, что с нами происходит, делается для нашего блага, и не надо бояться идти трудным путем.

Запомнились встречи с костромским архиепископом Александром, ныне митрополитом Казахстанским и Астанайским. Владыка Александр — вятский уроженец, он был словно частичка родной Вятки на Костромской земле. Архиерей рассказывал, как в советское время молодым людям было сложно посещать храм. Например, чтобы попасть на службу в село Волково, приходилось выходить из автобуса на одну остановку раньше и идти полем до церкви, чтобы дружинники не отправили обратно в Киров.

Еще запомнилась беседа с архимандритом Тихоном (Шевкуновым), ныне митрополитом Псковским. Он поделился с нами, студентами семинарии, воспоминаниями о Псково-Печерской Лавре и ее старцах, жизненными историями из своего пастырского опыта, которые впоследствии вошли в православный бестселлер «Несвятые святые».

По окончании семинарии я женился и принял священный сан.

— Как складывалось Ваше дальнейшее служение?

— Служил диаконом в родном городе Советске. Во многом мне помогал протоиерей Михаил Ковальский. Он был неутомимым созидателем, много сделавшим для Кукарской земли. Однажды после службы батюшка сказал, что мы едем в одну из деревень пилить дрова для храма. Я был удивлен, а отец Михаил с улыбкой говорил, что священник должен иметь не только знания и опыт духовного делания, но и хозяйственные навыки. Когда мы пилили дрова, прохожие подходили и спрашивали, чем помочь. Может быть, для кого-то это стало первым шагом к Богу…

Священническое служение началось в Троицком храме города Слободского. В воскресной школе я получил первый педагогический опыт. После этого решил продолжить образование и поступил в Нижегородский педагогический университет. Затем меня пригласили преподавать в Вятское духовное училище.

— Вы являетесь старшим наставником этой духовной школы. Возможно, в наше время особенно трудно воспитать будущих пастырей?

— Во все времена воспитание было самым сложным аспектом образовательного процесса. Кстати, наша молодежь не такая плохая, как иногда о ней говорят в СМИ. Вокруг много хороших людей. Поступив в Вятское духовное училище, студенты оказываются в намоленной за века обители преподобного Трифона Вятского и под омофором святителя Николая Чудотворца, Великорецкий образ которого находится в домовом храме ВДУ — надвратной Никольской церкви. Особый распорядок дня, богослужения и традиции духовной школы за время обучения помогают студентам подготовиться к трудному, но и благодатному пастырскому служению. Большая заслуга в развитии нашего училища принадлежит его ректору — митрополиту Марку, который с отеческой любовью относится к преподавателям и студентам.

— Вместе с воспитанниками духовной школы Вы неоднократно ходили в Великорецкий крестный ход. На что посоветуете обратить внимание и к чему готовиться тем людям, которые задумываются впервые в нем поучаствовать?

— Прежде всего нужно сформулировать цель — зачем я иду? Однажды, когда крестный ход шел по улицам Вятки, я услышал, как маленький мальчик спросил свою бабушку: «Куда идут эти люди?». «Нагрешили — пошли каяться», — последовал ответ. Крестный ход — это не туристический поход. Он должен восприниматься как путь к Богу, опыт жизни в Церкви. Так как «Царствие Божие силой берется» (Мф. 11:12), этот путь бывает сложным. Трудности у всех разные: мозоли, недосыпание, переутомление, жара или дождь. Кроме физических испытаний, бывают искушения духовного плана. Но со всеми трудностями можно справиться, осознавая, что паломники — это братья и сестры, которые, как святитель Николай, невидимо возглавляющий шествие, готовы прийти на помощь в сложной ситуации. За молитвенный труд, терпение и смирение Бог дает крестоходцу возможность получить просимое. Чем больше приложено усилий, тем ощутимей будет результат.

В крестный ход идут разные люди: духовно опытные, воцерковленные или еще только ищущие свой путь к Православию. Слава Богу, многие находят то самое духовное сокровище, о котором говорится в Евангелии, укрепляются в вере, снова и снова отправляются в Великорецкое паломничество, приводя с собой своих родных и близких. Тем, кто хочет принять участие в крестном ходе впервые, очень важно заранее молиться святителю Николаю, просить его, чтобы он сподобил с пользой для души пройти этим благодатным путем.

— Отец Сергий, за окнами — конец осени, тоскливая погода… Как справиться с подступающим унынием?

— С этим тяжелым и греховным состоянием нужно бороться. Во-первых, молитва должна быть не только просительная: «Господи, избавь меня от уныния», но и благодарственная. Когда мы благодарим Бога, начинаем видеть Его благость, разгоняющую всякий душевный мрак. Уныние — это неумение разглядеть Небо среди окружающей действительности, ощутить совершенный по отношению к нам Промысл Божий. Мы часто забываем о том, что Господь ведет нас по жизни, что условия, которыми Он нас окружил, — это единственно возможный для нас путь спасения. От благодарения в душе рождается настоящая христианская радость, и на все встречающиеся в жизни испытания смотришь уже иначе.

Но для этого, несомненно, нужно работать над собой. Иногда говорят: «Мы православные, вроде бы молимся, а все равно унываем, печалимся. Почему?». Потому что, к сожалению, у многих людей религиозная жизнь лишь обрядовая, поверхностная, подчас заменяющая истинную духовную жизнь. Например, недостаточно автоматически читать утренние и вечерние молитвы, ведь в таком случае они пройдут мимо души, не затронув ее глубины. Молитва не является целью сама по себе, это средство, через которое, как и через Таинства, мы пребываем в единстве с Богом. Все наши духовные усилия должны быть подчинены этой главной цели, и тогда мы сможем ощутить, что такое жизнь по вере, не оставляющая места для уныния.

Нельзя забывать и труд, посильную помощь окружающим. Ведь что такое уныние? Это лень, саможаление, духовное и телесное расслабление. Нужно заботиться о тех, кто рядом с нами, начиная с самых близких: родителей, жены, детей. Также замечено, что люди, занимающиеся любимым делом, как правило, меньше всего страдают от уныния: у них голова и руки постоянно заняты полезным делом. Так что «молись и трудись» — два главных условия, помогающих справиться с унынием, как и со многими другими печальными явлениями нашей жизни.

— Отец Сергий, у Вас растет трое маленьких детей. Поделитесь секретами их воспитания и сохранения семейного мира.

— Нужно ценить незаметный подвиг материнства, уметь слышать супругу, а с детьми запастись терпением. Дорожите дошкольным возрастом, чтобы успеть посеять в детских душах семена любви к Богу и ближним. Ходите с ребятами в храм, причащайте их и сами стремитесь к Таинствам.

— Как Вы считаете, может ли христианин совмещать восхождение к Богу и стремление добиться успеха в жизни? Или нужно выбирать что-то одно?

— Преподобный Иоанн Лествичник писал свою знаменитую «Лествицу» о духовном возрастании, но в его книге нет советов о том, как добиться успеха. Мысль об этом мало занимала Святых Отцов. Они думали о спасении своих духовных чад, а не об их земном процветании. Важно правильно расставлять жизненные приоритеты, как научил нас Сам Христос: «Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и все приложится вам» (Мф. 6:33). Такое отношение не препятствует нам возрастать профессионально на избранной стезе. В любом случае мы должны, как христиане, всегда добросовестно трудиться, а дальше Господь Сам решит, что для нас полезно. Если успех в творчестве, бизнесе, работе или сопутствующее ему улучшение материального положения будут каким-то образом мешать спасению человека, то Бог отведет такие искушения от своего верного чада.

— Как правильно провести время Рождественского поста?

— Он установлен для того, чтобы посредством телесного воздержания и молитвы православные христиане достойно подготовились к празднику Рождества Христова, чтобы с чистым сердцем благоговейно встретили явившегося в мир Сына Божия, принеся Ему в дар стремление жить по Его заповедям. В телесном же посте необходима постепенность. Если это ваш первый опыт, то не стоит делать пост слишком строгим, нужно начинать с малого. Есть хороший критерий: должно хватать сил на работу, молитву, посещение храма, помощь ближним, и при этом необходимо сохранять душевное равновесие.

Пресс-служба Вятской Епархии.


Опубликовал 29 ноября 2018.
Размещено в Главная страница.
.