1 августа Святая Церковь празднует обретение нетленных мощей преподобного Серафима Саровского

19 июля (1 августа) 1903 года, через семьдесят лет после кончины  преподобного Серафима Саровского, были обретены его нетленные мощи. Вряд ли найдётся на Руси человек, который ни разу не слышал это имя, а для православных батюшка Серафим —  один из самых почитаемых на нашей земле святых. Ещё при жизни его знала и любила  вся Россия. Родился будущий великий подвижник веры 19 июля (1 августа) 1759 года в городе Курске в благочестивой купеческой семье. Уже в детстве его жизнь была отмечена знамениями милости Божией. Он чудесным образом остался жив, когда однажды случайно упал с колокольни. Потом отрок тяжело заболел, но опять случилось удивительное: его матери в видении явилась Пресвятая Богородица  и сказала, что он будет исцелён. Так и случилось. По Курску несли икону Божией Матери, к которой его приложили, — он выздоровел.

С раннего детства он ходил на  церковные службы, любил в уединении молиться и читать  Священное Писание и жития святых. А потому, когда он выбрал монашество, служение Господу, мать благословила его простым медным крестом, с которым он не расставался всю жизнь.  Будущий святитель отправился в знаменитую Киево-Печерскую лавру. Там Прохора (мирское имя преподобного)  благословил на подвиг монашества старец Досифей. Он и место ему указал – Саровская пустынь. 20 ноября 1778 года Прохор  пришел в Саров, где настоятелем тогда был мудрый старец, отец Пахомий. Он ласково принял юношу и назначил ему в духовники старца Иосифа. Под его руководством Прохор проходил многие послушания в монастыре: был келейником старца, пономарем,  трудился в хлебне,  просфорне и столярне. Все послушания он усердно выполнял, считая их служением Самому Господу.

Пробыв восемь лет послушником в Саровской обители, Прохор принял иноческий постриг с именем Серафим, что значит «пламенный». Это имя в полной мере отражало главное  в нем– пламенную любовь святого к Господу, его стремление служить Ему. Через год Серафим был посвящён в сан иеродиакона. Он ежедневно служил в храме, непрестанно совершая молитвы и после службы. Господь сподобил преподобного благодатных видений во время церковных служб: неоднократно он видел святых Ангелов, сослужащих братии. Особенного благодатного видения преподобный сподобился в Великий Четверг, во время Божественной литургии, которую совершали настоятель отец Пахомий и старец Иосиф. Когда после тропарей преподобный произнес «Господи, спаси благочестивыя» и, стоя в Царских вратах, навел орарь на молящихся с возгласом «и во веки веков», его внезапно осенил светлый луч. Подняв глаза, преподобный Серафим увидел Господа Иисуса Христа, идущего по воздуху от западных дверей храма, в окружении Небесных Бесплотных Сил. Дойдя до амвона, Господь благословил всех молящихся и вступил в местный образ справа от Царских врат. Преподобный Серафим, с  восторгом  глядя на удивительное, чудесное  явление, не мог ни слова проговорить, ни сойти с места. Его увели под руки в алтарь, где он, потрясённый случившимся,  простоял еще три часа. После видения преподобный усилил подвиги: днём он трудился в обители, а ночи проводил в молитве в лесной пустынной келье.

В возрасте 39 лет великий подвижник  поселился в глухом лесу. Так начинается его непрерывное духовное восхождение: подвиги пустынножительства, столпничества (то есть молитвенного стояния на камне) в течение 1000 дней и ночей,  подвиг безмолвия (в течение 3 лет).  Святитель просит Господа о том, чтобы никто не мешал его уединению. По молитве преподобного  дорогу в его пустынную келью преградили огромные сучья вековых сосен. Теперь только птицы и дикие звери были рядом с ним. Хорошо известен и тот факт, что к его лесной келье приходил медведь, которого он кормил  тем, что  у него было, и зверь не причинял батюшке никакого вреда.  Преподобный держал очень строгий пост: ел один раз в сутки, а в среду и пятницу совершенно воздерживался от пищи. В первую неделю Святой Четыредесятницы он не принимал пищи до субботы, когда причащался Святых Тайн. «Страсти истребляются страданием и скорбью, или произвольными, или посылаемыми Промыслом», — говорил он.  Около трех лет батюшка Серафим  питался только одной травой, которая росла вокруг его кельи.

А потом по велению Пресвятой Богородицы он принимает на себя подвиг старчества.  Слава о великом подвижнике веры распространилась по всей России, и сотни верующих, которым нужны были духовные помощь и поддержка, стали приходить к нему за советом и утешением.  Свои наставления преподобный сопровождал исцелениями, пророчествами и чудесами. Главный же дар, который он получил за свою безграничную любовь к Богу, — это всеобъемлющая любовь к ближним.  Она была бесконечна! «Христос воскресе, радость моя!» — с этими словами святитель  встречал каждого, кто к нему приходил.  Он  видел сердца людей и молитвой исцелял душевные и телесные болезни. Приходившие к преподобному Серафиму чувствовали его великую любовь, а его слова «радость моя, сокровище мое»,  с которыми он обращался к ним, люди сохраняли в душе на долгие годы. С батюшкой было связано многое  поистине удивительного: так, например, один человек, исцелённый им,  видел его стоявшим в воздухе во время молитвы. Святой строго запретил рассказывать об этом ранее его смерти.

Однажды случилась беда:  на батюшку Серафима напали разбойники. Подойдя к святому, работавшему на огороде, они  стали требовать от него деньги. У преподобного в это время был в руках топор, он мог бы обороняться, но не захотел этого делать, вспомнив слова Господа: «Взявшие меч мечом погибнут» (Мф. 26, 52). Разбойники стали бить старца, обухом проломили голову, сломали несколько ребер, потом, связав его, хотели бросить в реку, но сначала обыскали келью, надеясь найти деньги, однако  ничего не нашли, кроме иконы и нескольких картофелин. Они устыдились своего злодеяния и ушли. Батюшка Серафим, придя в сознание, дополз до кельи и, жестоко страдая, пролежал всю ночь. Наутро с великим трудом он добрёл до обители. Братия ужаснулись, увидев израненного подвижника. Восемь суток пролежал преподобный, страдая от  боли. Увидев страшные раны, врачи были изумлены, что он остался жив после таких побоев.  И опять случилось чудо: к святителю явилась Богородица с апостолами Петром и Иоанном и даровала ему исцеление. После этого случая он около пяти месяцев находился в обители, а затем опять ушел в пустынную келью. Оставшись навсегда согбенным, преподобный ходил, опираясь на посох, однако своих обидчиков простил.

Преподобный Серафим стал одним из величайших святителей земли Русской. Обладая даром пророчества, он предсказал многое из того, что позднее довелось испытать России. Он пользовался уважением как простых русских людей, так и представителей высших кругов российского общества. За год и десять месяцев до своей кончины, в праздник Благовещения, преподобный Серафим ещё раз сподобился явления Царицы Небесной. Пресвятая Богородица явилась ему в сопровождении Крестителя Господня Иоанна, апостола Иоанна Богослова и двенадцати дев —  святых мучениц и преподобных. Пресвятая Дева долго беседовала с батюшкой, поручая ему дивеевских сестер. Закончив беседу, Она сказала ему: «Скоро, любимиче Мой, будешь с нами». Свидетелем этого события стала одна из дивеевских монахинь.

Неустанный подвиг и огромная, непостижимая  любовь батюшки Серафима к каждому человеку сделали преподобного великим подвижником, чьё имя просияло на всю страну. Сегодня к мощам святого по-прежнему нескончаемым потоком стекаются верующие люди, которые по молитвам преподобного Серафима, Саровского чудотворца, получают помощь от Бога.

 2 (15) января – преставление (1833 г.), второе обретение мощей преподобного Серафима, Саровского чудотворца.

19 июля (1 августа) – обретение (1903 г.) мощей преподобного Серафима, Саровского чудотворца.

По материалам православных изданий.

Опубликовал 31 июля 2018.
Размещено в Главная страница.
.