Мудрость святых отцов Феофан Затворник «В Среду Страстной седмицы» Как избежать участи Иуды горькой

«На нынешний день приходится, между прочим, вот какое горькое воспоминание: старейшины иудейские собрались в дом Каиафы и рассуждали о том, как бы схватить хитростию Господа Иисуса и предать Его смерти. В эту пору, никем не прошенный, приходит к ним один из двенадцати, Иуда Искариотский, и говорит: «Что ми хощете дати, и аз вам предам Его?» (Мф.26,15) Они дали ему тридесять сребреников. Когда я прочитал сие место Писания, негодованием исполнилась душа моя и на старейшин, и на Иуду. Куда смотрели эти старейшины, что на себя и на народ навлекли вину и наказание богоубийства? И как мог решиться на такой поступок Иуда, который всегда так близок был к Господу и так ясно видел отпечатлевающуюся на Нём полноту Божества? Потом моя мысль перешла к характеру Иудина предательства; и, между тем, как я думал об этом, из совести начали возникать одно за другим дела мои собственные, очень похожие на дело Иуды. Чем дальше, тем больше….

Что особенно поразительно в Иуде – это то, что ведь во время пребывания своего с Господом он был по жизни точь-в-точь то же, что и все апостолы. С ними ел, пил, ходил, проводил ночи, с ними слышал поучения и видел чудеса Господа, с ними терпел все нужды, ходил даже на проповедь Евангелия и, может быть, творил чудеса именем Господа; ни апостолы, ни другие никакой от себя особенности в нём не видели. А между тем,  под конец, видите, что вышло? Откуда же этот плод? Конечно, изнутри, из души. И вот видите, внутри души зрело то, чему во все время не было никаких признаков снаружи. Знал ли даже сам Иуда, что у сердца своего он лелеял такую змею, которая сгубит его, наконец?

По обычаю врага нашего скрывать узы, коими опутывает он грешника, главную страсть всегда закрывает он разными сторонними благовидностями от сознания и даже совести и только тогда, как рассчитывает на верную погибель человека, выпускает её – напасть – на него со всею неудержимою яростию. Можно, судя по сему, думать, что Иуда не видел всего безобразия своей страсти и сам себя сознавал не худшим среди других Апостолов. И пал, как бы не предвидя того.

Так носил он занозу в сердце своем. Представился случай, страсть закипела. Враг взял его бедного за сию страсть, отуманил его ум и совесть, и повёл как слепого или связанного невольника, сначала на злодеяние, а потом и в пагубу отчаяния. А ведь этого не было бы, если б он Господу открыл свою страсть. Врач душ тотчас бы уврачевал болезнь души его. И Иуда был бы спасён. То же и с нами будет, если не откроем духовному отцу своей страсти. Теперь она притихнет; но после, лишь только случай, – падение. Если же откроемся, сокрушимся, положим намерение не поддаваться, и попросим у Господа помощи на то, тогда верно устоим: ибо болий есть Иже в нас, нежели иже в мире (1 Иоан. 4, 4). Господь благодатию Своею, в час разрешения, убьёт страсть. И положит семя противоположной ей добродетели. Приложи только труд небольшой, и, при помощи Божией, не будешь уже более валяться в страстях бесчестия, и открытым лицем начнешь взирать и ко Господу, и ко Святым, и ко всем христианам…

Да не будет между вами похожих на Иуду. И Иуда, как и прочие апостолы, равно слышал: «По двою дню Пасха будет». Но апостолы подошли ко Господу и говорили: «Где хощеши уготоваем Ти ясти Пасху»? (Мф.26,2,17). А Иуда что? Пошёл и продал Господа. А на Вечерю все же таки пришёл наряду с другими. Неужели и между вами завтра будут такие? О, да не будет! Ещё есть время. Подите и, всякий по мере сил своих, поусердствуйте достойными явиться принятия Господа в Святых Его Тайнах. Сознайтесь, в чем виноваты, поплачьте и скажите: «Не будем, Господи! Помоги нам устоять в предняя!» Это главное, чего хощет Господь.

  Это изумительное поучение святителя Феофана Затворника заставляет нас о многом задуматься. Завтра – Великий Четверток. Воспоминание Тайной Вечери. В этот день верующие стремятся исповедаться и причаститься.  И перед исповедью обязательно вспомните мудрые слова Феофана Затворника: ведь если мы не исповедаем свои грехи,  они когда-нибудь дадут свой страшный плод. Конечно, страшно, конечно, стыдно, но ведь не зря мы обращаемся к нашим священникам со словом «Отец».

При подготовке использовались материалы православных сайтов.

Опубликовал 4 апреля 2018.
Размещено в Главная страница.
.