Духовное чтение. О Псалтири

В дни Великого поста верующим необходимо обратить особое внимание на чтение духовной литературы. Одной из важнейших для каждого христианина книг является Псалтирь.

«Псалом – убежище от демонов, вступление под защиту Ангелов, оружие в ночных страхованиях, упокоение от дневных трудов, безопасность для младенцев, украшение в цветущем возрасте, утешение старцам, самое приличное убранство для жен» —  святитель Василий Великий.

Псалтирь с греческого на славянский язык впервые была переведена святыми равноапостольными Кириллом и Мефодием в середине IX века. Название книги произошло от струнного музыкального инструмента, в сопровождении которого в древности пели молитвенные песнопения – псалмы. В одну книгу псалмы были объединены только в V  веке до Рождества Христова. Согласно древнему богослужебному порядку Псалтирь вначале делилась на пять частей. Современная Псалтирь разделена на двадцать частей – кафизм.  На Руси Псалтирь была обычно последней, «высшей» книгой для обучения грамоте (после букваря и часослова).

О значении Псалтири для духовной  жизни христианина проникновенно говорит праведный Иоанн Кронштадтский: «Где теперь чтение в домах богодухновенной Псалтири,  внушающей такую великую веру в Бога, такое крепкое упование на Бога в напастях, в болезнях, в бедах и скорбях и такую пламенную любовь к Богу? Где чтение богодухновенных псалмов, которое было любимым чтением наших предков, не простых только, но бояр и самих князей? Нет его: зато нет во многих веры, упования христианского и любви к Богу и ближнему, а есть безверие, отчаяние, ненависть. Нет пламенной молитвы, нет чистоты нравов, нет духа сокрушения о грехах и умиления, нет правды, мира и радости в Духе Святом. Большинство христиан проникнуты духом мира, духом журналов, газет и вообще светских писателей, кои сами проникнуты, в свою очередь, языческим, а не христианским духом  отрицания богодухновенности Священного Писания и  превозношения себя самих, своего гордого и напыщенного разума, духом житейской суеты. Богодухновенные песнопения Давида  руководят всех к молитве, преданности Богу,  славословию и благодарению Бога за все; они просвещают, питают,  услаждают и укрепляют души верующие, прогоняют невидимых врагов, врачуют страсти душевные, научают любить Бога и хранить Его заповеди, молиться за всех и непрестанно возноситься  к Богу;  и сладость их, польза  их для душ благочестивых неисчислима…».

Один инок спросил преподобного Арсения Великого, что ему делать, когда он, читая псалмы, не понимает их значения. Святой ответил, что следует продолжать чтение, потому что «бесы понимают и бегут».

«Не мози ни единого дня оставити без пения псалтирного. Аще некою нуждою оставиши, оттоле заложив, во утрие паки начни, а не престани лености ради… И аще исправиши реченная и научишися заповедям Божиим, то открыет Господь очи твои и уразумееши чудеса от Закона Его» — святитель Василий Великий.

Опубликовал 1 марта 2018.
Размещено в Главная страница.
.