Святой праведный Иоанн Кронштадтский о Великом посте

«Егда поститеся, не будите якоже лицемери сетующе: помрачают бо лица своя, яко да явятся человеком постящееся» — Евангелие от Матфея 6, 16.

Начались святые дни Великого поста. Это время, когда каждому из нас необходимо, прежде всего, обратить внимание на свой внутренний мир, потрудиться во имя духовного возрастания. О том, каким должен стать Великий пост для нас, к чему мы должны стремиться в эти дни, говорили многие святые отцы. Вот как определяет святой праведный Иоанн Кронштадтский сущность поста в своём «Слове в неделю сыропустную». Предлагаем вашему вниманию выдержки  из проповеди.

«…Великий пост, — время истинно дорогое для людей, умеющих поститься, как должно, в духе христианском. Чтобы это время послужило нам к душевной пользе и спасению, побеседуем ныне о необходимости и пользе поста.

Нужен ли пост, т.е. воздержание не только от известных снедей, употребляемых не в пост, но и воздержание от употребления их в большом количестве? Нужен ли пост как воздержание от беспорядочных мыслей и движений сердца и неодобрительных поступков?

— А хочешь ли ты, возлюбленный, наследовать блаженную вечность, или Царство Небесное, которое так же несомненно существует, как несомненно то, что мы живём теперь на земле, потому что в этом уверяет нас Сам воплотившийся Бог-Слово, Его пророки, апостолы и все угодники Его?

Как не хотеть! Там, по верному и непреложному Слову Божию, живут во веки веков правда, и мир, и радость о Дусе Святе (Рим. 14, 17), там Бог, там духи блаженные, там люди праведные; а на земле — в продолжение немного более семидесяти лет только почти и видишь грехи, смятения и бедствия — везде. Если хочешь, то ты непременно должен поститься… Плоть и кровь, пища и питие, как вещи грубые, стихийные, земные  должны остаться на земле и подвергнуться общей участи тел земных — тлению. На Небе нет и не может быть места для грубой плоти и крови потому именно, что там — Небо, а не земля, что существа тамошнего мира имеют свойства, совсем отличные от свойств людей, живущих в похотях мира, свойства духовные, светоносные.

… пост  усмиряет нашу грешную, прихотливую плоть, освобождает из-под её тяжести душу, сообщая ей как бы крылья для свободного парения к Небу; даёт место действию благодати Божией. Кто постится свободно и правильно, тот знает, как душа бывает легка и светла во время поста; тогда легко идут в голову и мысли добрые, и сердце бывает чище, нежнее, сострадательнее, — мы ощущаем стремление к делам добрым; является сокрушение о грехах, душа начинает чувствовать гибельность своего положения и начинает сокрушаться о грехах. А когда мы не постимся, когда мысли в беспорядке, чувство не обуздано и воля позволяет себе всё, тогда редко увидишь в человеке спасительную перемену, тогда он мёртв по своей душе…

… Кто постится по-христиански, разумно, свободно, тот, по неложному обещанию Господа, удостаивается воздаяния за свой подвиг от Отца Небесного. «Отец твой,- сказал Спаситель об истинном постнике,- видяй в тайне, воздаст тебе яве» (Мф. 6, 4). А воздаяние это, без сомнения, всегда бывает щедрое, истинно отеческое, служащее к самой существенной нашей пользе.

…Господь да поможет нам встретить пост с радостью. Аминь».

                                                        По материалам православных сайтов.

 

Опубликовал 21 февраля 2018.
Размещено в Главная страница.
.

Ранее в этой же рубрике: