28 ноября – память преподобного Паисия Величковского

Преподобный Паисий Величковский был архимандритом Нямецкого монастыря в Молдавии. Родился он в 1722 году в Полтаве, в семье священника. Путь монашеского подвига избрал очень рано, в 17 лет.  Огромную роль в его духовном становлении сыграл опыт монашеской жизни, полученный на Святом Горе Афон. Преподобный Паисий является возродителем на Руси после преподобного Сергия школы старчества.

Особое значение святой придавал Иисусовой молитве.

«Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя!» Стоишь ли, сидишь ли, ешь ли, путешествуешь ли, другое ли что делаешь — постоянно говори сию молитву, усердно понуждая себя к ней, ибо она поражает невидимых врагов, как воин крепким копьем.

Трезвение называется иначе чистотою ума, нечистота же ума — скверные помыслы, а нечистота сердца — разжжение и похотная сласть. Молитва трезвенная отгоняет от человека тьму страстей, освобождает от всех бесовских сетей, помышлений, слов и дел, побеждает всякое естественное желание, чувства и скорби, от всякого искушения помогает и очищает и, как пламенный меч, посекает их, ибо Богу всё подчиняется. Как пост и молитва Иисусова служат очищением и крепостью трезвению и вниманию, так трезвение составляет достоинство, святость и опору молитвы. Если кто устами молится, об уме же небрежёт, тот напрасно трудится, ибо Бог внимает уму, а не многоречию.

Предадим забвению все дела мира сего и не будем иметь заботу ни о чём в веке сем, ибо она связывает иноку руки и ноги и против воли влечёт его к любви мира сего; как вода угашает огонь, так и печаль века сего — любовь к Богу».

Воцерковлённые люди знакомы с его духовными творениями, которые поражают и глубиной религиозной мысли, и доступностью её изложения. Особенно интересны и поучительны  краткие изречения преподобного Паисия Величковского.

О вере

«Первая добродетель – вера, ибо верою и горы преставляют и всё, что хотят, получат, как сказал Господь. Всякий во всех славных и дивных делах верою своею утверждается».

О любви

«Любовь обнимает и связывает воедино все добродетели. Одною любовью весь закон исполняется и жизнь богоугодная совершается. Любовь состоит в том, чтобы полагать душу свою за друга своего и, чего себе не хочешь, того и другому не твори. Любви ради Сын Божий вочеловечился. Пребывающий в любви, в Боге пребывает; где любовь, там и Бог».

О молитве и посте

«Молитва и пост отгоняют всякие греховные помышления, останавливают разгорячение мозга, сохраняют ум от мятежа, собирают его от рассеянности и просвещают. Молитва и пост есть оружие, заграждающее всякий вход в нас бесов».

О добрых делах

«Добрые дела – это евангельские заповеди, без исполнения которых, как и без веры, также невозможно никому спастись. Вера православная без добрых дел мертва, и дела добрые без веры также мертвы. Желающему спасения необходимо иметь и то и другое вместе».

О духовном развитии

«Страх Божий рождает веру; вера – надежду; надежда – любовь к Богу и людям; любовь – терпение и иные многие добродетели; терпение – послушание и всякую добродетель; послушание – упование; упование – пост; пост – чистоту и безмолвие».

По материалам православных сайтов.

Опубликовал 28 ноября 2017.
Размещено в Главная страница.
.