21 августа – празднование Толгской иконе Божией Матери

10 января 2016 года в дар Успенской церкви была принесена Толгская икона Божией Матери, которая является точной копией чудотворной иконы, обретенной в 1314 году. О  паломнической поездке прихожан Кукарского благочиния в монастырь, его истории рассказывает Крылатых Галина Николаевна, которая вместе с Романовой Наталией Дмитриевной является организатором многих таких  поездок.

«В ряду знаменитых обителей на святой Руси, в которых православный русский человек находит  благодатное  утешение, в которых он любил и любит изливать пред их святынею свою душу, открывать свое сердце в дни светлой радости и тяжелых испытаний, находится и  древний  Свято-Введенский Толгский монастырь.

С глубокой древности на Руси посещение монастырей и храмов было тем духовным воздухом для верующих людей, без которого они теряли полноту и смысл жизни. По воле Божией нам, прихожанам Успенского храма,  (Кукарское благочиние) довелось побывать в Толгской обители  в преддверии  празднования ее 700-летнего юбилея.

Обитель находится недалеко от Ярославля, на левом берегу Волги, при впадении в эту реку небольшой речки Толгоболки. Белые каменные стены с высокими угловыми башнями, монастырские храмы, с массою глав, сияющие своими куполами и крестами и царящая над всем этим массивная колокольня, сливаются в одну величественную стройную громаду. Толгская обитель возникла в лютое время монголо-татарского нашествия и княжеских междоусобиц как духовный центр Ярославского края. Такие монастыри «не от царей, бояр и богатств поставлены, но слезами, пощением, молитвою и бдением».

Начало обители относится ко времени правления в Ярославле святого благоверного князя Давида, сына святого благоверного князя Феодора, Смоленского и Ярославского чудотворца, и связано с явлением епископу Ростовскому  и Ярославскому Прохору (в схиме Трифону) чудотворной иконы Богоматери. В 1314 году владыка, завершив осмотр обширной Ростовской епархии и возвращаясь водой с Белозерья, «за шесть верст не доехал до града Ярославля и стал на брегу на реке на Волге, на нагорной стране ночевати месяца августа в 8 день». В полночь владыка проснулся и увидел необыкновенный свет, тогда он взял посох, вышел из шатра. И тут «явися владыке за Волгою столп светле, от земля и до небеси неизречене, и мост явися ему чрез Волгу». Пораженный столь необыкновенным явлением, святитель взял посох свой и по чудному мосту перешел Волгу. Здесь увидел он, что свет исходит от иконы Божией Матери, «ни на древе, ни на земли, но на воздусе стоящ». Долго молился святитель перед иконой, наконец, по тому же мосту возвратился в свой шатер. Перед отправлением преосвященного в Ярославль служители хватились его посоха, но «не найдоша нигде в стану его и известиша владыке, что с вечера посох был у него в шатре». Преосвященный, «восхоте Пречистой Богородицы образ чудотворный прославити», повелел служителям плыть за Волгу и взять там посох на месте, которое он указал своим перстом. Здесь обрели они икону Богородицы, стоящую «уже на земле в древнем лесе», между деревьями, и там же нашли посох. И тогда епископ Трифон, оставив путь к Ростову, благословил построить на месте явления иконы деревянную церковь. Весть о чудесном явлении дошла до Ярославля, и множество горожан и жителей окрестных деревень поспешили на помощь епископу в постройке храма. За один день строительство храма было завершено, в него перенесли обретенную икону. Епископ, освятив церковь во имя Введения во храм Пресвятой Богородицы, «братию собра и монастырь устрой и игумена в нем постави».

В XV веке в обители вспыхнул пожар. Он уничтожил почти все постройки, в том числе и деревянную церковь. Но икона в пожаре не пострадала. Ее, по преданию, нашли в близлежащем лесу. Обитель не прекратила своего существования после постигшего ее бедствия — она была восстановлена благодаря помощи благотворителей. Как повествуется в сказаниях об одном из чудес от иконы, некий житель Великого Новгорода, Василий, обезножев, прибыл после пожара в Толгский монастырь с надеждой на исцеление. Увидев пепелище, он «подаде на строение церкви тоя с усердием имения своего довольно». После того как деревянный храм был заново выстроен и освящен, жертвователь исцелился от болезни. А через некоторое время «некий муж благоговейн, от благородных родителей, принесе в монастырь… священные сосуды, ризы же и книги».

16 сентября 1392 года произошло чудо мироточения иконы. В одном из поздних переложений сказания это событие представлено так: «Однажды, во время совершения братиею утрени, внезапно от иконы Божией Матери из руки истекло миро, которое наполнило весь храм великим благоуханием. И сие миро соделалось источником многих исцелений и чудес, оно имело благодатную силу врачевать различные недуги». В память о чуде в обители ежегодно совершалась торжественная служба.

В 1553 году в обители побывал сам царь Иоанн Грозный. Он возвращался из Кирилло-Белозерского монастыря, куда ездил за исцелением от болезни. Он молил об излечении ног, и ноги у царя на самом деле болеть перестали, а в память о своем чудодейственном спасении повелел построить в монастыре каменный храм и заложить кедровую рощу. Все указы царя были исполнены. Великолепная роща и сегодня радует посетителей своим видом.

В начале XVII века, в Смутное время, образ Пресвятой Богородицы спас город от страшных бедствий: нашествия поляков и массовых эпидемий. Когда в Ярославль в 1612 году пришло народное ополчение, среди населения вспыхнули болезни. Тогда Димитрий Пожарский, возглавлявший ополчение, обратился за помощью к Пресвятой Богородице. По городу прошел крестный ход, после которого болезнь отступила.

В XVIII — XIX веках монастырь продолжает развиваться и разрастаться. Слава о нем распространилась на всю Россию. Сюда не раз приезжали царствующие особы. В 1763 году в обители побывала императрица Екатерина Великая, а в 1913 году сюда приезжал император Николай II с семьей. Поворотные события в истории обители произошли в советскую эпоху.  Двадцатый век был отмечен гонениями на Церковь, но не смог уничтожить народную память о прежних светлых днях, духовной жизни, сосредоточенной здесь, в стенах Толгской обители. В 1928 году Толгский монастырь закрывают. На его территории размещалась гидроэлектростанция, детская колония, исправительной колонии малолетних преступников.

Духовная жизнь монастыря замерла на долгие годы. Лишь 7 декабря 1987 года Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Пименом и Святейшим Синодом на территории древнего монастыря была учреждена первая в современной России женская обитель.

С помощью Божией, вопреки трудностям, начались восстановительные работы, стали собираться и первые насельницы, которых не устрашила временная неустроенность монастырского быта.

26 мая 1988 года возрождающаяся Толгская обитель праздновала особое радостное событие — обретение и перенесение честных мощей великого подвижника, религиозного мыслителя и духовного писателя XIX века — святителя Игнатия (Брянчанинова). Милостью Божией честные мощи «Отца современного иночества» почивают в обители по сей день. Знаменательное событие в жизни возрождающейся обители отмечено 25 сентября 1988 года. За Божественной Литургией в Спасском храме благочинная монастыря монахиня Варвара (Третьяк) Высокопреосвященнейшим Платоном архиепископом Ярославским и Ростовским была возведена в сан игумении.

Сегодня посетить это святое место стоит ради атмосфера, царящей здесь. Она буквально пропитана православием, мудростью веков и каким-то необычайным спокойствием, а главное есть возможность предстать перед чудотворным образом Толгской иконы Божьей Матери — той самой, с которой всё когда-то и началось.

Толгская икона Божией Матери — «незаменимая покровительница Ярославля, такая же драгоценная святыня для него, как для Москвы икона Иверская, для Владимира —  Боголюбская, для Костромы —  Феодоровская. Еще от глубокой древности, среди мрачной тьмы народных бедствий, возсиял благодатный свет на Толге и с тех пор целый ряд столетий неустанно сияет над страною Российской.

В продолжение целых веков святая Толгская икона являла благодатную силу для всех с верою к ней припадавших. Много было за это время поведано ей тяжких дум народных, много скорбей было положено у ея подножия, много слез было поронено при лобызании Святого лика, много недугов разрешено благодатной силой горячей веры.

И в настоящее время не прекращается поток всех с верою и любовию притекающих к Богородице в Толгскую обитель, так же как и не оскудевает милость Пречистой Царицы Небесной, обильно изливаемая на человеческий род, вот несколько историй:

1995 г.,

Четырнадцатилетний мальчик получил исцеление от болезни позвоночника. Молитвы у Толгской иконы и помазание маслом из лампады избавили его от диагностированного в больнице вторичного перелома и горба. Чудо было настолько очевидно, что врачи, не обнаружив на снимке перелома, пришли в недоумение. Бабушка подростка написала в местную газету статью, чтобы известить ярославцев о происходящих от иконы чудесах.

2001 г., Москва

Житель столицы В. Чунарев после посещения его матерью Толги и ее горячих молитв у монастырских святынь исцелился от болезни сердца.

О. Чунарева привезла в монастырь медицинские свидетельства и рассказала о выздоровлении сына.

2008 г., Тамбов

Молитвы у Толгской иконы Божией Матери, ежедневное чтение акафиста и помазание церковным маслом больных мест помогло исцелиться супругам Михаилу и Татьяне. (Михаил страдал головными болями после перенесенного микроинсульта, у Татьяны был разрыв связок в коленном суставе).

После чудесного избавления от недугов супруги обвенчались, о чем и сообщили в монастырь.

2015 г., г. Москва

Были с мужем в Монастыре 25.07.15 и после молитвы перед Толгской иконой Божьей Матери я забеременела после 17 лет безрезультатного лечения от бесплодия, причем акушерский срок ставят с 27.07.15 г., до сих пор с мужем находимся под впечатлением, что это, если не чудо?

р. Б. Наталья

 

Мы прониклись святостью этого места, его благодатью, возникло непреодолимое  желание поделиться с земляками всем этим, и привезти к нам в Советск, в Успенскую церковь, список с  Толгской иконы Божьей Матери. По благословению благочинного Кукарского округа протоиерея Михаила Ковальского  и с благословения настоятельницы обители заказан список с этой иконы,  и каждый по велению души и сердца смог внести свой посильный вклад в это святое дело. Икона написана благодаря пожертвованиям прихожан, жителей нашего города. Мы благодарим всех, кто внес посильную лепту в это благое дело.

Опубликовал 21 августа 2017.
Размещено в Главная страница.
.