10 июля – обретение мощей святого преподобного Амвросия Оптинского

Преподобный Амвросий Оптинский – один из наиболее почитаемых русских святых.  Его житие — это пример служения Господу и Церкви. Он был духовным сыном и келейником старца Макария Оптинского и первым из оптинских старцев  причислен к лику святых.

Будущий старец Амвросий (Александр Михайлович Гренков) родился 23 ноября 1812 г. в селе Большая Липовица Тамбовской губернии. Его отец, Михаил Феодорович, был пономарем, дед, Феодор Гренков, — священником. О своей матери, Марфе Николаевне, он всегда говорил как о человеке святой жизни. С самого рождения преподобный  воспитывался в православном духе, соблюдал все посты, установленные Церковью, часто пел на клиросе в местном храме. После окончания Тамбовского духовного училища  поступил в Тамбовскую семинарию, где был одним из лучших учеников.  В последнем классе семинарии ему пришлось перенести опасную болезнь, и он дал Богу обет постричься в монахи, если выздоровеет. По выздоровлении он не забыл своего обета, но несколько лет откладывал его исполнение, «жался», по его выражению.

В 1837 г. молодой выпускник семинарии стал преподавателем в Липецком духовном училище, однако совесть не давала ему покоя. Чем больше проходило времени, тем мучительнее становились укоры совести. Периоды беззаботного веселья и беспечности сменялись периодами острой тоски и грусти, усиленной молитвы и слез. Однажды, будучи уже в Липецке, гуляя в соседнем лесу, он, стоя на берегу ручья, явственно расслышал в его журчанье слова: «Хвалите Бога, любите Бога…»  Дома, уединяясь от любопытных взоров, он пламенно молился Божией Матери просветить его ум и направить его волю.  Изнемогая от своей нерешительноости, он отправился за советом к известному подвижнику Илариону. «Иди в Оптину, — сказал ему старец, — и будешь опытен». Александр послушался.

Осенью 1839 года он прибыл в Оптину Пустынь, где его ласково принял старец Лев.  После пострига он снова заболел, и болезнь не отпускала его всю жизнь. Он был так слаб, что не мог совершать Божественную литургию, еле передвигался. А через некоторое время ему была послана новая болезнь, и с тех пор он уже не мог ходить в храм Божий и должен был причащаться в келье. Всю жизнь он благодарил Господа за эти скорби и говорил в утешение страждущим, что Дух не требует подвигов телесных, а только принятия с верой данного нам креста.

Преподобный много трудился в Оптиной обители: был помощником своего старца —  преподобного иеросхимонаха Макария,  духовником монастыря, участвовал в переводах и изданиях творений святых отцов, книг духовного содержания.  Самое главное его служение началось, как у Серафима Саровского, когда он достиг духовной зрелости. Господь благословил его на подвиг духовничества не только братии монастыря, но и всех приходящих в обитель. За наставлением к нему шли тысячи верующих со всей России, приезжали за советом многие знаменитости.  Для  преподобного Амвросия был дорог каждый, даже самый простой человек, потому что старец смотрел не на внешнее его положение, а на душу. Непостижимо, как, пригвожденный к страдальческому кресту, в полном изнеможении сил, он мог принимать ежедневно толпы людей и отвечать на десятки писем.

Всем он был утешение, всем говорил просто и глубоко о том, что такое жизнь. «Как жить?» — слышался со всех сторон общий и весьма важный вопрос. И старец отвечал: «Нужно жить нелицемерно и вести себя примерно, тогда наше дело будет верно, а иначе выйдет скверно» или так: «Надо жить — не тужить, никого не осуждать, никому не досаждать, и всем мое почтение».

       Снова и снова напоминает нам преподобный Амвросий своим простым, но всегда исполненным высокого смысла языком о трех основаниях духовной жизни: о смирении, о покаянии, о терпении. «Когда человек понуждает себя смиряться, — поучал он одну монахиню, — то Господь утешает его внутренне, и это-то и есть та благодать, которую Бог дает смиренным.   Терпение необходимо не только в болезнях, но и во всех скорбях, которых становится все больше и больше по мере приближения кончины мира».

Говорил: «Когда тебе досаждают, никогда не спрашивай, зачем и почему. В Писании этого нигде нет». Преподобный Амвросий объясняет, как это нужно разуметь.  Если кто будет на тебя клеветать или безвинно досаждать, это будет означать удар по правой щеке. Не ропщи, а перенеси этот удар терпеливо. Подставь и левую щеку, то есть вспомни свои неправые дела. Господь врачует тебе душу, и Он открывает путь к самому главному дару, ради которого Церковь существует, — к обретению благодати Христовой. Если ты сегодня невинен, то, может быть, в прошлом много грешил и достоин наказания.

В духовной жизни необходимы постепенность и постоянство. Не следует отчаиваться, если мы видим, что у нас сердце никуда не годное. С помощью Божией мы можем исправить свое сердце. Это, конечно, нельзя сделать вдруг, предупреждал преподобный, но Господь терпелив и многомилостив. Он только тогда прекращает жизнь человека, когда видит его готовым к переходу в вечность или же когда не видит в нем никакой надежды на исправление.

Как обрести нам сердце милующее? Преподобный напоминает совет святителя Иоанна Златоуста: начни отдавать неимущим, что у тебя лишнее, а потом будешь в состоянии давать больше и даже с лишением себя. Наконец готов будешь отдать и все, что имеешь. И так во всяком нашем духовном делании. Требуется постоянный труд, потому что леность неизбежно сопряжена с состоянием уныния.

«Скука – унынию внука, а лени – дочь; чтобы отгнать ее прочь, в деле потрудись, в молитве не ленись, тогда и скука пройдет, и усердие придет», — в обычной своей, созвучной народным присловьям манере повторял преподобный.

И, наконец, его постоянный призыв к покаянию. Преподобный  говорил, что покаяние должно быть, прежде всего, искренним. «Какое настало время! —  с горечью восклицал он. – Бывало, если кто искренне раскается в грехах, то уже и переменяет свою греховную жизнь на добрую. А теперь часто бывает так: человек и расскажет на исповеди все свои грехи и в подробностях, а затем опять за свое принимается».  Но каяться надо, так как велика всепобеждающая сила истинного покаяния: «Один все грешил и каялся. И так всю жизнь. Наконец покаялся и умер. Злой дух пришел за его душой и говорит: «Он мой». Господь говорит: «Нет, он каялся» — «Да ведь хоть каялся – и опять согрешал». Тогда Господь ему сказал: «Если ты, будучи зол, принимал его к себе, после того как он Мне каялся, то как же Мне не принять его, после того как он, согрешив, опять обращался ко Мне с покаянием? Ты забываешь, что ты зол, а Я благ». Никогда не отчаивайтесь, кайтесь и молитесь — этому учил святой старец.  Труден путь к спасению: «Грехи как грецкие орехи. Скорлупу расколешь, а зерно выковырять очень трудно». Труден путь, но он даром Христовым совершается.

Духовное служение  преподобного Амвросия, его заветы оказались плодоносными для всей Церкви. Святой преподобный Амвросий Оптинский оказал огромное влияние на духовную жизнь России. Имя его не забыто и сегодня, а в его обитель, Оптину пустынь, идут и едут тысячи паломников.

  По материалам православных изданий и сайтов.

 

Опубликовал 9 июля 2017.
Размещено в Главная страница.
.