Пост

С постом приятным!

Блины на минеральной воде

Соединить  0, 5 л. минеральной  воды, 3 ч.л.  сахара, 1 ч.л. соли и 2 ст.л. растительного масла.. Перемешать. Постепенно всыпать муку, чтобы тесто получилось густым, как сметана. Перемешать и выпекать постные блины.

 

Гороховое пюре

Подготовленный горох замочить на ночь в холодной воде.

На сильном огне довести воду до кипения, потом уменьшить  огонь до минимума и варить около двух часов, слегка прикрыв крышкой. Если горох старый,  можно  добавить пол чайной ложки пищевой соды. Когда почти вся воды выкипит, пюре нужно  постоянно помешивать, иначе оно может пригореть.  Если не все горошины разварились, то готовое пюре можно протереть через сито или размять толкушкой.
В пюре  можно добавить жареный лук, растительное масло, жареные грибы.

 

Гречневая каша с грибами и луком

Грибы промыть, мелко порезать, залить тремя стаканами холодной воды и поставить варить. В закипевшую воду с грибами всыпать поджаренную крупу и размешать, варить до готовности крупы Лук мелко нарезать и поджарить на сковороде с маслом. Поджаренный лук смешать с кашей.

 

Грибные котлеты с рисом

400 граммов сухих грибов перебрать, промыть и варить до готовности. Слить воду, остудить и нарезать грибы кубиками. Полстакана риса промыть и отварить. 2-3 луковицы очистить, нарезать маленькими кубиками и поджарить на растительном  масле до золотистого цвета. Смешать все компоненты, сформировать котлеты. Обвалять в муке (примерно 3 ст.л.), поджарить на растительном масле.

14 августа — Происхождение (изнесение) Честных Древ Животворящего Креста Господня, медовый Спас

Праздник  этот установлен в IX веке в Византии, где  в   августе из-за жары и недостатка воды  начинались эпидемии. На улицы города выносили из Храма Святой Софии  частицу Древа Креста Господня, чтобы верующие могли поклониться этой святыне. Дороги и улицы окропляли святой водой (в память об этом в наших храмах в этот день совершается чин малого освящения воды), и повсюду люди молились,  призывая на помощь Господа Иисуса Христа. Многие, прикладываясь к Кресту, получали исцеления.

Этот праздник был одним из самых почитаемых и на Руси. В этот день молились о том, чтобы Господь не попускал   ни болезней, ни стихийных бедствий. В память о том, что в Константинополе из храма выносили Крест, по традиции во всех совершается чин выноса Креста для поклонения верующим, и мы благоговейно прикладываемся к нему – символу победы Господа Иисуса Христа над смертью.

К середине августа  поспевает мёд нового сбора,  и его  приносят  для освящения в храм, а потому  первый   Спас называют медовым.

17 февраля – неделя о мытаре и фарисее

«Иногда в проповедях мы слышим: «Задумайся о себе, кто ты: мытарь или фарисей?» Весь парадокс нашей жизни заключается в том, что все мы хуже фарисея и хуже мытаря, потому что мы не то и не другое. Фарисей исполнял заповеди Божьи, но при этом он гордился. А мы заповеди не исполняем, но фарисейская гордыня есть в каждом из нас! Мытарь был сборщиком налогов. Он бессовестно и бесчестно обирал людей. Но когда это до него дошло, он образумился и осудил всю свою жизнь. Мы же, как мытарь, пользуемся другими людьми, но при этом отнюдь не восходим в покаяние мытаря…» архим. Мелхиседек (Артюхин).

Великий пост в 2019 году начнётся 11 марта. Ему предшествует несколько подготовительных недель (слово «неделя» в богослужебном языке обозначает воскресный день).17 февраля – неделя о мытаре и фарисее. В этот день на Божественной литургии читается отрывок  из Евангелия от Луки (18: 10-14), в котором мытарь олицетворяет собою искренне кающегося грешника, а фарисей – человека внешне благочестивого, но не видящего своих грехов и мнящего себя праведным. Предлагаем вам прочитать интересный и важный для нашего духовного возрастания материал, опубликованный на православных сайтах.

МЫТАРЬ И ФАРИСЕЙ» В ЭЛЕКТРИЧКЕ

Священник Димитрий Выдумкин

Не так давно один из пользователей интернета (Михаил имя ему) выложил в одной из социальных сетей небольшой рассказ, претерпевший за короткое время множество «перепостов». Вот его содержание

«Еду я в электричке Москва-Петушки. Входит бомж с Курского вокзала. Синяк синяком. Морда опухшая. На вид лет тридцать. Оглядевшись, начинает:

— Граждане господа, три дня не ел. Честно. Воровать боюсь, потому что сил нет убежать. А есть очень хочется. Подайте, кто сколько сможет. На лицо не смотрите — пью я. И то, что дадите, наверное, тоже пропью! — и пошёл по вагону.

Народ у нас добрый: быстро накидали бомжу рублей пятьсот. В конце вагона бомж остановился, повернулся к пассажирам лицом, поклонился в ноги:

— Спасибо, граждане-господа! Дай Вам всем Бог!

И тут вдруг сидящий у последнего окна злобного вида мужик, чем-то похожий на селекционера Лысенко, только в очках, вдруг как заорёт на бомжа:

— Мразь, гнида, побираешься, денег просишь. А мне, может, семью нечем кормить. А меня, может, уволили третьего дня. Но я вот не прошу, как ты, мразь.

Услышав это, бомж вдруг достаёт из всех своих карманов всё, что у него есть (тысячи две, наверное, разными бумажками с мелочью), и протягивает мужику:

— На, возьми. Тебе надо.

— Что? — фонареет мужик.

— Возьми! Тебе нужнее! А мне ещё дадут. Люди же добрые! — суёт деньги мужику в руки, отворачивается, распахивает двери и уходит в тамбур.

— Эй, стой! — вскакивает мужик и с деньгами в руках выбегает за бомжом в тамбур.

Весь вагон, не сговариваясь, замолчал. Минут пять мы все внимательно слушали диалог в тамбуре. Мужик кричал, что люди — дрянь. Бомж уверял, что люди добры и прекрасны. Мужик пытался вернуть деньги бомжу, но тот обратно денег не брал. Кончилось всё тем, что бомж пошел дальше, а мужик остался один. Возвращаться он не спешил. Закурил сигарету. Поезд остановился на очередной станции. Вышли и вошли пассажиры. Мужик, докурив сигарету, тоже вошёл обратно в вагон и присел на своё место у окна. На него никто особо не обращал внимания. Вагон уже жил своей обычной жизнью. Поезд иногда останавливался. Кто-то выходил, кто-то входил.

Проехали остановок пять. Вот уже и моя станция. Я встал и пошел на выход. Проходя мимо мужика, я бросил на него беглый взгляд. Мужик сидел, отвернувшись к окну, и плакал».

Подобную историю (верится, что она произошла на самом деле) лучше всего было бы оставить без комментариев. Но все же наступившая неделя о мытаре и фарисее дает нам право несколько поразмышлять над произошедшим. Рассказывая Свою притчу (Лк. 18:10–14), Господь сознательно разрушал сложившиеся ложные стереотипы о добре и зле, о добрых и злых. И, конечно, неслучайно герои притчи — диаметрально противоположные в нравственном отношении личности. Фарисей в глазах общества — безусловный праведник, ибо он человек, великолепно осведомлённый во всех тонкостях закона и научившийся их исполнять. Мытарь — безусловный грешник, грешник по определению, ибо работает на узурпаторскую власть и, используя это преимущество, позорное само по себе, беззаконно обдирает своих соплеменников. Обличая эти представления, Господь обращает внимание на два момента. Первый: истинная праведность зарождается не в точном исполнении предписаний закона, а в адекватном самовоззрении человека. В этом отношении греховный образ жизни может помочь человеку стать праведным перед Богом (конечно же, при условии оставления греха!) и, напротив, внешне праведный образ жизни может привести к трудно преодолимому барьеру между человеком и Богом, когда человек, забывая об истинном Источнике праведности, вырастает в самомнении. Второй вывод нравственный: мы должны избегать всякого осуждения, ибо всякий осуждающий помысл лишён возможности заглянуть вглубь и скользит лишь по поверхности. А это все равно, что судить о величии айсберга по торчащей из воды белой «шапочке».

Этот случай в электричке тем и ценен, что хорошо иллюстрирует современному человеку истину притчи Спасителя и в части ложных стереотипов, и в части нравственных выводов. Кем был в глазах общества сидящих в электричке «злобный мужик», накричавший на бомжа? Человеком, не подающим признаки какой-то греховности: хорошо одетый мужчина средних лет, не пьяница, не попрошайка. Не то что бомж, пропивший свою молодость, а теперь побирающийся, который даже не стесняется говорить, что не ворует потому, что не сможет убежать и пропьет все, что ему сейчас дадут! Ничего себе грешник!

Согласимся, что и нам, христианам, подчас близки такие суждения! Поэтому дальнейшее развитие ситуации должно стать уроком прежде всего для нас. А развитие ситуации привело к тому, что вскоре симпатии пассажиров оказались у «синяка синяком», ибо повёл он себя более праведно «селекционера Лысенко в очках». Почему он так себя повёл? Думается, секрет праведного поступка этого «мытаря из электрички» мы можем усмотреть в его собственных словах. Очевидно, он понимает, насколько он опустившийся раб своей страсти, понимает, что и в данный момент не сможет с ней бороться. И он искренно и прямо об этом говорит. Но, несмотря на это, люди жалеют его и дают ему милостыню, что не может не произвести в нём благодарного чувства. Благодарное же чувство породило в его сердце ответ, открывшийся в его жертвенном милосердии! К тому же он знает, что «люди добры и прекрасны» и дадут ему ещё! Напротив, «злобного вида мужик» подает признаки фарисея. И открывается это также в его словах, в которых подчеркнутое самомнение и ожесточенное осуждение попрошайки.

Но Боже нас упаси кого-то осуждать — лучше задумаемся над тем, не сидит ли и в нас «злобного вида мужик». Ведь прежде чем он набросился на бомжа, тот прошёл до конца вагона, и Господь лишь знает, сколько человек из тех, кто не пожертвовали бомжу, злобно его осудили, не осмелившись только накричать сами. Сколько из них вынесли над ним свой суд, не пожертвовав ему ни копейки и лишив этим себя участия в том деле милосердия, которое он вскоре совершил. И дай Бог, чтобы хоть кто-то из них усвоил этот урок и дал самому себе и Богу обещание никогда и никого больше не осуждать.

Самый же ценный урок из случившего, думается, извлек «фарисей». Поступок бомжа производит впечатление даже на читающих о нём, не говоря уже о самом облагодетельствованном. И слеза, катившаяся по его щеке в конце этой удивительной «притчи», подтверждает Христову истину о том, что зло побеждается добром. И это, наверное, главный финал этой удивительной современной были.

Святая Церковь готовит нас к Великому посту

Святая Церковь готовит нас к Великому посту.  2-я подготовительная неделя  24 февраля – это неделя (воскресенье)  о блудном сыне. На Божественной литургии читается отрывок из Евангелия от Луки  (15:11-32)  о блудном сыне, который покинул отчий дом, но затем раскаялся и вернулся. Притча напоминает нам о нашей собственной немощи и великом милосердии Божьем, так как иносказательно описывает отношение Бога к падшему человеку.

Предлагаем вам прочитать проповедь архимандрита Иоанна Крестьянкина.«Согреших на небо и пред Тобою…».

 

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Други мои, сыны и дщери Отца нашего Небесного, 2-я неделя пред Великим постом именуется неделей о блудном сыне. Эту притчу рассказал собравшимся Сам Спаситель и предваряют её слова: «Тако глаголю  вам, радость бывает пред Ангелы Божиими о едином грешнице кающемся»

 (Лк. XV, 10). Приближается время покаяния, и Отец Небесный уверяет нас, что о грешнике, осознавшем свое бедственное состояние, ищущем милости Божией в покаянии, «надо радоваться и веселиться, ибо он был мертв и ожил, пропадал и нашелся» (Лк. XV, 32). Грех – это смерть. Покаяние – возвращение к жизни. Проникнемся этой истиной, и пост станет для нас временем исцеления души, и возрадуется Господь о нас, грешниках кающихся.

А я бы сказал вам, что притча о блудном сыне, это притча о Любви, о непостижимой, безграничной Любви Небесного Отца к нам, грешным и блудным чадам Его. Получив крещением залог спасения, усыновленные Богу, мы уже не рабы, не наемники, но сыны и дщери – наследники Царствия Отца своего Небесного. Любовь Отца обьемлет нас, она божественна и могущественна – милосердствует, долготерпит и, главное, никогда не перестаёт (2 Кор. XIII, 4,8).  Она способна воззвать  нас со дна адова и вернуть достоинство Сына всем, в покаянии припавших к Отцу.

Кто не припомнит в своей жизни моментов, когда и мы подобно блудному сыну отвергали Божию Любовь, вырываясь на свободу своих безумных желаний и планов? Кто, получив наследство Божиих дарований, – глубокий ум, таланты – не присвоил их себе, забывая о дародателе и используя дарованное во зло и себе, а часто и людям? Кто принял Слово Божие себе путеводителем по жизни вполне, не исказив его или не отвергнув совсем?

А Отец всё ждет. Отец, в руце Которого всемогущий Промысл о каждом человеке, одним мановением могущий вернуть заблудшее чадо в разум Истины, медлит, давая вожделенную, востребованную сыном свободу. Любовь Отца ждёт лишь ответной любви, не лишая нас свободы выбора в жизни. Отец продолжает любить и ждать нашего возвращения.

В притче отец и два его сына. Старший, повзрослевший в отчем доме, слышит от Отца: «Чадо! Ты всегда со мною еси, и вся моя твоя суть» (Лк. XV, 31). Меньший — как требующий о себе особых попечений Отца, любимейший. И вот он-то, юнейший, не поняв всех благ жизни под покровом отчей любви, не зная всех превратностей и стремнин житейского моря, не познав себя, возжелал свободы, чтобы без отчего благого совета и надзора отправиться в жизненное странствие. Жестоко своевольное сердце, оно не чувствует причиняемой боли, забывает всё доброе, что туне было даровано любовью. «И не по мнозех днех собрав все, мний сын, отъиде на страну далече» (Лк. XV, 13). Но от лица Божия камо бежим? Промысл Божий зрит  беглеца,  и из жалости к заблудшему, попускаются для него суровые уроки жизни. Наследство, полученное от отца, быстро тает в вихре соблазнов; дурман свободы и ласкательства друзей-корыстолюбцев застилают ум, призрачное счастье кружит голову. А грех неприметно, но властно начинает свою страшную разрушительную работу. И вот юнейший уже вполне раб греха: «Расточи имение свое, живый блудно» (Лк. XV, 13). С грехом входит в жизнь разорение; бедствует тело, изнывает гладом душа. Сумрак одиночества и гнетущее безмолвие воцаряются там, где недавно кипело веселие. Друзья оставили, нет ни помогающего, ни сочувствующего. Нищета вошла в свои горестные права, стерев и память о былом изобилии. «Изжившу же ему все, бысть глад крепок на стране … , и той начал лишатися» (Лк. XV, 14). Ужасное бедственное положение для избалованного сластолюбца. Скотоподобное состояние души низводит его в общество к свиниям , и «желаше насытити чрево свое от рожец, яже ядяху свинии» (Лк. XV, 16), но и этого он лишается. Промысл Божий неумолим. А окружающие только орудия  его власти.

Так человеколюбец Господь, не хотящий смерти грешника, различными путями и многообразными способами дает чувствовать Своё присутствие, призывает к покаянию. Страшный момент переживает душа падшего. Сможет ли вспомнить он о любви отчей или пойдет на поводу у врага до конца, бессмертной душой расплатившись за содеянные грехи?

Думы – думы. Осмысливание всего  происшедшего раскрывает всю мерзость греха; воскрешение в памяти  светлых начал жизни под кровом отчим возрождает угрызения совести  и изменяет грешный образ мыслей. Душа оживает в сильном борении в тоске и томлении духа. «В себе же пришед» — постепенно он понял всё, и совершилось глубокое перерождение души грешника, её возрождение для новой жизни. Покаяние сокрушило в нем самолюбие, гордость и стыд, и в смиренном сердце явилась решимость просить помилования: «И, восстав, иде  ко отцу своему» (Лк. XV, 17).

Сколько примеров дает нам Святое  Евангелие, когда в момент раскаяния и открытого противостояния добру и злу, только воля грешника делает последний выбор. Бог с диаволом борется, и поле битвы-сердце человеческое.  Только в ответ на веру и доверие самого грешника Бог сотворит чудо. Господь ждёт.

Иуда, продавший Господа, предав кровь неповинную, раскаялся. И это был последний зов Божией любви к нему.  Но его покаяние отчаянием похитил враг, и он «шед, удавися». Апостол Петр,  исповедавший Христа Сыном Божиим, отрёкся от Господа, но кроткий взгляд Божественного страдальца пронзил его сердце, и он, «шед, плакася горько» (Мф. XXVI, 75). Чувство сокрушения о грехе, вера, надежда и любовь вернули ему достоинство Апостола Христова. И нам, как некогда Петру, в моменты нашего раскаяния о падении звучит голос Спасителя: « любиши ли Мя?» (Ин. XXI, 15).  В эти судьбоносные духовные мгновения уже не внешнего исполнения Закона ждёт от нас Господь, но  сердца, способного любовию откликнуться на непостижимую, безграничную Божию любовь. Бог всегда близок к человеку, но человек-то не всегда близок к Богу.

Грешник ещё далече, медленно,  но уже идёт с намерением каяться, « узре его отец…, и мил ему бысть, тек нападе на выю его, облобыза его» (Лк. XV, 20). Сердце отца не судит, прав или не прав возвращающийся, он –сын, он мил Ему. Был он мёртв и оживает, пропадал и возвращается. Любовь выше закона, выше правды законной, Любовь привлекает, а не отталкивает. А сердце и душа человека чутки, раны души также болезненно чувствительны, как и раны тела. Приём отца – елей болезнующей душе, он укрепляет намерения и решимость сына к покаянию.  Глубокий, покаянный вопль падшей, но чающей прощения души, вопль истинного смирения и сыновней преданности слышит отец. «Отче, согреших на небо и пред Тобою, и уже несмь достоин нарещися сын твой: сотвори мя яко единаго от наемник твоих» (Лк. XV, 21). И отцовское лобзание и ликующая радость была ему ответом. И тотчас отец восставляет грешника во всех правах сына – наследника.

« … изнесите одежду первую, и облеците его, и дадите перстень на руку его, и сапоги на нозе: и приведше телец упитанный, заколите. И ядше веселимся: яко сын мой сей мертв бе и оживе: и изгибл бе, и обретеся. И начаша веселитися» (Лк. XV, 22-24). Торжество жизни над смертью принесло в дом покаяние.

«Тако, глаголю вам, радость бывает пред Ангелы Божиими о едином грешнице кающемся»  (Лк. XV, 10) — сохраним же в сердце, дорогие мои, истину слова Божия, чтобы и нам вместе с Ангелами радоваться о себе.

Будем всегда помнить, что нет греха, побеждающего милосердие и человеколюбие Божие. А потому, как бы ни случилось нам согрешить, как бы ни увлеклись мы вражиими приманками  в жизни, никогда не отчаемся в милости Божией, но с верой, упованием и покаянием  будем возвращаться к Отцу нашему Небесному, зная, что  милость Его ждёт нас, а любовь не замедлит выйти нам навстречу и принять в Свои Отеческие объятия,  омыть наши греховные раны, исцелить болезни, чтобы жизнь жительствовала в нас навечно.

«Обьятия отча отверсти ми потщися: блудно мое иждих житие, на богатство неиждиваемое взираяй щедрот твоих Спасе: ныне обнищавшее мое да не презриши сердце, тебе бо Господи, умилением зову: согреших на небо и пред Тобою» (Седален по 3-й песне в Неделю о блудном сыне). Аминь.

Страницы: 1 2 3 4 5 6


Комментирование закрыто.