Пост

Мудрость святых отцов

МудростьЕсли душа христианина тоскует по чистоте, ищет душевного здоровья, то она должна постараться как можно лучше использовать это полезное для души время. Вот почему среди истинных боголюбцев принято взаимное поздравление с наступлением поста.

Пост телесный ничего не значит без духовного поста внутреннего человека, который заключается в предохранении себя от страстей. Сей пост внутреннего человека приятен Богу и вознаградит для тебя недостаток телесного поста.

Преподобный Варсонофий Великий

Употребим же силу свою, чтоб добре поработать в краткое время сие, сохраняя дело свое чистым от всякого зла, да возможем спастися от рук князей тьмы, которые встретят нас; ибо они злы и немилостивы.

Преподобный авва Исайя Отшельник

Не будем вести себя так, чтобы сегодня были у нас воздержание и кротость, а наутро – невоздержание и гордость; сегодня – безмолвие, бдение, смирение, а наутро – развлечения, ненасытный сон, неподчинение и тому подобное.

Преподобный Ефрем Сирин

Мы должны быть уверены, что, сколько бы ни усиливались, никогда и ничего не можем совершить, если не будем пользоваться содействием свыше.

Святитель Иоанн Златоуст

Скорбь, связанная с отсечением греховных привычек, впоследствии принесет радость, а благоденствие подвигнет к благодарению Бога за Его к нам неизреченные милости.

Митрополит Иоанн (Снычев)

Христианин не может сам собою произвести в себе желаемое изменение, и Христос не отблагодарит его даром сего изменения, если он не предаст Ему себя от всего сердца своего.

Преподобный Симеон Новый Богослов

О посте

МудростьЧеловеку, который только начинает свой труд воцерковления, кажется, что совершенно невозможно пройти подвиг поста. Между тем, для верующих пост – это особо святое, особо дорогое время. Не стоит думать, что главное назначение поста заключается в отказе от привычной еды. Нет, конечно же, нет. Пост – это время особой, глубокой, внутренней работы над собой, время размышления, время покаяния. Если же говорить об ограничениях в еде, то надо помнить следующее.

Еженедельными постными днями (за исключением «сплошных» недель) являются среда и пятница. В среду пост установлен в воспоминание предательства Христа Иудой, а в пятницу — ради Крестных страданий и смерти Спасителя. В эти дни запрещено вкушать мясную и молочную пищу, яйца, рыбу.

Многодневных постов в году четыре. Великий пост длится семь недель перед Пасхой (шесть недель поста и седьмая – Страстная седмица). Самые строгие из них – первая и Страстная седмицы. Этот пост установлен в память сорокадневного поста Спасителя в пустыне.

Близок по строгости к Великому Успенский пост, но он короче – с 14 по 27 августа. Этим постом Святая Церковь почитает Пресвятую Богородицу, Которая неизменно молится за нас. В эти строгие посты рыбу можно вкушать только три раза: в Великом посту — в праздники Благовещения Пресвятой Богородицы (7 апреля) и Входа Господня в Иерусалим (за неделю до Пасхи), а во время Успенского поста – в праздник Преображения Господня (19 августа).

Рождественский пост продолжается 40 дней, с 28 ноября по 6 января включительно. В этот пост рыбу вкушать разрешается, кроме понедельника, среды и пятницы. После праздника святителя Николая (19 декабря) рыбу можно вкушать лишь по субботам и воскресеньям, а период со 2 по 6 января надо проводить по полной строгости.

Четвертый пост Петров (святых апостолов Петра и Павла).

Он начинается с недели Всех святых (через неделю после Троицы) и заканчивается ко дню памяти святых первоверховных апостолов Петра и Павла – 12 июля. Устав о питании в этот пост такой же, как и в первый период Рождественского.

Днями строгого поста являются крещенский сочельник (18 января), дни Усекновения главы Иоанна Предтечи (11 сентября) и Воздвижения Креста Господня (27 сентября).

Послабление в строгости поста допускается беременным и кормящим женщинам, больным, тем, кто занят тяжелым трудом. Это делается для того, чтобы пост не привел к резкому упадку сил, чтобы христианин имел силы на молитвенное правило и необходимый труд.

Но еще раз повторим: пост должен быть, прежде всего, духовным. «Ошибается тот, кто считает, что пост лишь в воздержании от пищи. Истинный пост, — учит святитель Иоанн Златоуст, — есть удаление от зла, обуздание языка, отложение гнева, укрощение похотей, прекращение клеветы, лжи и клятвопреступления». Постясь, как говорит святой Василий Великий, постом благоприятным, удаляясь от всякого греха, совершаемого всеми чувствами, мы выполняем благочестивый долг православного христианина. И, конечно, в течение поста надо обязательно исповедаться и причаститься.

Верующие стараются в эти дни совершать дела милосердия. Разве трудно помочь старенькой соседке, которая еле-еле сводит концы с концами? А почему бы не посидеть с малышом, чтобы его молодые родители могли заняться какими-то неотложными делами? Вариантов много. И хорошо, если мы хоть что-то жертвуем на храм Божий. Ведь сегодня, когда Церковь восстанавливает свои святыни, чтобы и мы, и наши дети, и наши внуки могли прийти помолиться, обратиться к Господу,   наша жертва необходима.

По материалам православной литературы.

«Кресту Твоему покланяемся, Владыко, и святое Воскресение Твое славим»

постЧетвертое воскресенье (неделя) и четвертая седмица Великого поста называются Крестопоклонными.

Прошли уже три недели Великого поста — времени духовного обновления человека в ожидании величайшего события — Светлого Христова Воскресения.

В cубботу вечером, на всенощном бдении, на храм торжественно выносится Животворящий Крест Господень, который напоминает нам о приближающейся Страстной седмице и Пасхе Христовой. После этого священники и прихожане совершают перед Крестом три поклона. При поклонении Кресту Церковь поет: «Кресту Твоему покланяемся, Владыко, и святое Воскресение Твое славим». Крест выносится для того, чтобы укрепить силы верующих на нелегком, но таком нужном пути духовного созидания, чтобы воодушевить христиан к продолжению подвига поста. Крест остается для поклонения в течение недели до пятницы, когда вносится обратно в алтарь. Поэтому третье воскресенье и четвертая седмица Великого поста называются Крестопоклонными.

Еще во времена первых христиан началась эта традиция – поклонение Кресту. И вот уже в течение тысячелетий непобедимая и непостижимая сила Животворящего Креста Господня остается надежной опорой верующих в дни их земной жизни. Во все времена он ограждал христианских мучеников от смертельной опасности и страха пред лицом истязателей.   Крест помогал защитникам нашего православного Отечества одерживать победы над врагами. Пред крестным знамением всегда исчезали и таяли, как дым, бесовские полчища, нападавшие на благочестивых подвижников и подвижниц Христовой Церкви.

Воспоминание о Кресте Христовом, поклонение ему – это утешение христианина во всех скорбях и бедствиях. От него черпаем мы бодрость духа, освобождаемся от уныния, злословия, самолюбия, зависти и корысти, сребролюбия и отчаяния – от всего, что мешает нам в нашей нравственной жизни, в нашем пути к Господу. На Кресте был распят Спаситель, и смертью Своей Он даровал нам жизнь вечную. И жизнь эта куплена дорогой ценой: это была добровольная жертва Христа, спасительная для всех нас, а потому Крест – это и память о бесконечной любви Господа к нам. В знамении Креста Христова заключается величайшая сила божественной любви, ограждающая христианина на всех путях его жизни, защищающая от бед, скорбей и напастей, от человеческой злобы, от страстей и насилия.

И только тогда соединимся мы с Богом, когда не просто поклонимся Кресту, а склоним свои плечи под этот Крест и пойдем за Христом. Крест станет для нас спасением и приведет в жизнь вечную. В Евангелии есть слова, обращенные Господом Иисусом Христом к нам: «Если кто хочет по Мне идти, да отвержется себе, да возьмет крест свой, и да грядет по Мне».

А крест, который мы должны нести, — это любовь, забота о ближнем, милосердие и сострадание. Это желание помочь тем, кто рядом, обрести веру, надежду и любовь. «Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих» (Ин. 15; 13).

Именно этим должны отвечать мы на беспредельную любовь к нам Спасителя и, конечно, исполнением всех заповедей, которые оставил нам Господь: «Кто имеет заповеди Мои и соблюдает их, тот любит Меня»

(Ин. 14, 21). Поэтому если в жизни нашей осуществляется Закон Христов, если мы исполняем Его заповеди и соблюдаем слово Его, то мы истинно любим Его. Если же мы поступаем вопреки заповедям Христа, то либо совершенно не любим Его, либо любим только на словах.

Крест – это важнейший предмет благоговейного почитания в христианском мире, это неотъемлемая принадлежность богослужения. Крестом венчаются святые храмы и иконостасы, им совершается наше освящение в Таинствах и во всех церковных священнодействиях. Мы поклоняемся кресту. Чтобы получить спасительные для нас благословение и напутствие, мы целуем крест, когда выходим из храма. Мы носим его на груди с момента крещения и знаменуемся им при всех наших начинаниях. Им мы благословляем наших детей. Мы ставим его над могилами наших почивших сродников в надежде их блаженного воскресения. Верующий человек никогда не выйдет из дома, не перекрестившись. Мать осеняет крестом свое дитя каждый день. Вся наша жизнь связана с этой величайшей христианской святыней.

Животворящий Крест Господень, вынесенный на храм для поклонения, дает нам новые силы. Постараемся в дни, оставшиеся до величайшего праздника – Светлого Христова Воскресения, с радостью в душе совершать спасительный для каждого из нас подвиг воздержания, поста и молитвы.

По материалам приходской газеты «Возрождение».

Страницы: 1 2 3 4


Комментирование закрыто.