Святые

7 июня — третье обретение главы Предтечи и Крестителя Господня Иоанна

545654Третье обретение главы Предтечи и Крестителя Господня Иоанна произошло около 850 года.

После второго обретения (первое обретение в IV веке, второе — в V веке) глава Иоанна Крестителя находилась в Константинополе. Архиепископом Константинопольским в это время был Иоанн Златоуст, один из трех величайших христианских святителей. Этот знаменитый богослов пользовался огромным уважением верующих. Он уделял много внимания благотворительности, боролся за чистоту нравов. За обличение императрицы Евдоксии он был отправлен в ссылку, и тогда в Константинополе начались волнения. Честную главу Пророка унесли в город Емессу, чтобы сберечь ее.

В 810-829 г.г. на Емессу начались набеги мусульман, и великую христианскую святыню пришлось перенести в Команы (это древнее село в Абхазии, расположенное недалеко от Сухуми; в Команах в 407 году скончался Иоанн Златоуст по пути в ссылку).

Во время иконоборческих гонений на христиан главу спрятали и со временем место забыли. Когда гонения на христиан прекратились, Патриарху Игнатию было открыто во время ночной молитвы место, где находится глава. Он сообщил об этом императору, в Команы направили посольство, и великая христианская святыня была обретена в третий раз. Произошло это около 850 года. Позже глава вновь была перенесена в Константинополь и здесь помещена в придворной церкви.

Место обретения главы представляет собой большую овальную нишу, вырубленную в скале, которая находится в труднодоступном месте. Оно открыто для паломников.

Святителя Лука  исповедник, архиепископ Симферопольский

212213Архиепископ Лука (в миру Валентин Феликсович Войно-Ясенецкий) родился в Керчи 27 апреля 1877 г. Окончив гимназию, он решил, что обязан заниматься только тем, что «полезно для страдающих людей», и выбрал  медицину. Директор гимназии подарил ему Новый Завет, который произвел на него неизгладимое впечатление, на всю жизнь определившее его отношение к Православию.  Он выбрал трудный  путь исповедника  веры. По окончании университета будущий святитель занимался медицинской практикой и научными исследованиями.  В 1920-х гг. работал хирургом в Ташкенте, активно участвовал и в церковной жизни.  Тяжелым испытанием стала смерть жены, но он по-прежнему  трудился дни и ночи, писал, молился. Однажды епископ Ташкентский  Иннокентий сказал ему: «Доктор, вам надо быть священником». Святитель воспринял эти слова  как Божий призыв. В феврале 1921 года, в страшное время репрессий, когда тысячи мирян и священников  сидели в тюрьмах, были в ссылках и лагерях, хирург Валентин Феликсович Войно-Ясенецкий стал священником. Теперь он оперировал и преподавал  в рясе и с крестом на груди. Перед операцией молился Божией Матери, благословлял больного и ставил йодом крест на его теле. Когда из операционной однажды вынесли икону, хирург не приступил к операциям до тех пор, пока у высокого начальства не заболела жена. Вот тогда икону вернули на место. Он всегда открыто говорил о своей вере: «Куда меня ни пошлют – везде Бог…Считаю своей главной обязанностью везде и всюду проповедовать о Христе». В 1923 году отец Валентин принимает монашеский постриг с именем апостола, евангелиста и врача Луки. 30 мая того же года иеромонах Лука был тайно хиротонисан во епископа в церкви Святителя  Николая  в  городе Пенджикент.

С этого времен начинается крестный путь Владыки как исповедника. Он чудом избежал смертного приговора «тройки»,  пройдя через многие лишения, испытания и скорби.  Все он переносил спокойно и стойко. Работа в запредельном режиме  во имя любви к ближнему и неугасающая молитва, а значит, и помощь Божия, не позволяли озлобиться, сломаться.  А потом были первый арест, обыски, подвалы ГПУ, ссылки. На долю его выпало около двенадцати годов тюрем и ссылок: Красноярск, Архангельск, Большая Мурта Красноярского края, Енисейск, Туруханск… Из жаркого Ташкента —  к вечной мерзлоте. Никакие обстоятельства не смогли сломить архиепископа Луку. Он ни на минуту не оставляет своей врачебной практики, при этом и в ссылке оставаясь архиепископом.  Унижения, сырые камеры, бессонные ночи, допросы конвейером не уменьшили его любви к ближнему.  И люди чувствовали  эту любовь. Даже уголовники-рецидивисты  приветствовали  его, называя батюшкой. Любой вор и бандит, как убедился Владыка, чувствует и ценит простое человеческое отношение.

В начале Великой Отечественной войны народу и властям потребовался уникальный хирургический талант  святителя. Он возглавил крупнейший госпиталь, консультировал, оперировал. После десяти-одиннадцати  часов в операционной он  молился дома, так как  в городе с многотысячным населением не было ни одного действующего храма. Жил  архиерей в сырой,  холодной комнате и постоянно голодал, так как на госпитальной кухне профессора начали кормить лишь с весны 1942 года, а отоваривать карточки ему было некогда. Хорошо, что санитарки тайком оставляли ему кашу.

Епископ Лука пошел по многострадальному и скорбному пути исповедничества и мученичества. Бескомпромиссное и ревностное служение Богу и людям, смиренное несение креста возвели его на высоту святости. Будучи в ссылке, он не оставлял своего врачебного долга, совмещая пастырскую и медицинскую деятельность, спасая души и тела людей, и при этом продолжал заниматься научной деятельностью.  В 1934 г. вышла в свет его монография «Очерки гнойной хирургии», которая приобрела мировую известность. В книге «Дух, душа и тело»  просто и доступно он объясняет разницу между понятиями души и тела и говорит о том, как важна для человека вера. За научные медицинские труды ему, человеку, которого в течение многих лет безжалостно преследовала власть,  была присуждена Сталинская премия 1-й степени, большую часть которой Владыка перечислил в помощь детям,  пострадавшим в войну.  Все это время он не оставлял своей пастырской деятельности, был правящим архиереем в Красноярске, Тамбове,  Крыму.  Достойно прошел святитель еще через одно испытание: в 1958 году полностью ослеп. Своей дочери он написал: «От операции я отказался и покорно принял волю Божию быть мне слепым до самой смерти. Свою архиерейскую службу буду продолжать до конца».

Преставился святитель Лука 11 июня 1961 года. В этот день Церковь праздновала память всех святых, в земле Российской просиявших. «Панихиды следовали одна за другой, дом до отказа наполнился народом,  люди заполнили весь двор, внизу стояла громадная очередь. Первую ночь Владыка лежал дома, вторую — в Благовещенской церкви при епархии, третью — в соборе. Все время звучало Евангелие, прерывавшееся панихидами;  сменяли друг друга священники, а люди все шли и шли непрерывной вереницей поклониться Владыке. Поток стихал лишь часа в четыре ночи, а затем возобновлялся: одни люди сменялись другими, лились тихие слезы о том, что нет теперь молитвенника, что «ушел наш святой». Множество людей пришло проводить в последний путь своего архиерея. До самого кладбища путь был усыпан розами.  Медленно, шаг за шагом процессия продвигалась по улицам города. «Святый Боже, Святый Крепкий,  Святый Бессмертный, помилуй нас»,  — звучало над гробом архиерея. Три километра от собора до кладбища люди несли на руках своего Владыку в течение трех часов». Так хоронили великого угодника Божия Луку. В 2000 г. на юбилейном Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви он был причислен к лику святых как святитель и исповедник.

За помощью к нему и сегодня идут люди. И как при жизни он всячески помогал болящим, никому не отказывая, спасая даже тех, кто был обречен, так и после смерти всякий, кто с верой и любовью просит помощи у него,  получает исцеление.  Архиепископ Нектарий  (игумен монастыря Преображения Господня в Греции) свидетельствует: «… мы слышали множество рассказов о чудотворениях святого Луки, записывали свидетельства людей о том, как святой являлся им и помогал. Он являлся родственникам больных или им самим – в домах, больницах, операционных, отделениях реанимации. Он являлся во сне, в видениях, а иногда представал перед человеком явно, как живой. Святой Лука появлялся или как епископ, или как врач. Иногда люди его видели со скальпелем и бинтами в руках. Он совершал операции, и многие, проснувшись, видели на своем теле следы крови или швы. Кто-то из больных видел его в операционной ассистирующим или руководившим другими хирургами во время операций. Да и сами врачи часто подтверждают, что будто не они оперировали, а рука как бы сама собой двигалась. Являясь некоторым больным, святой Лука советовал им посетить наш монастырь, говоря: «Там мой дом, приходи повидаться со мной».

Чудотворения и исцеления эти являются ярким подтверждением слов Христа Спасителя:  «…верующий в Меня, дела, которые творю Я, и он сотворит, и больше сих сотворит» (Евангелие от Иоанна, 14-12).

Память святителя Луки  исповедника, архиепископа Симферопольского, Святая Церковь празднует 11 июня.

По материалам православных изданий.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36


Комментирование закрыто.