Святые

Святые равноапостольные Кирилл и Мефодий,

учители словенские

Кирилл и Мефодий24 мая Святая Церковь празднует память славянских первоучителей и просветителей Кирилла и Мефодия. Благодаря великим трудам и подвигам солунских братьев славяне: русские, украинцы и белорусы, болгары и словаки – обрели свою письменность, объединившую их всех в Церкви христианской. Сам Господь открыл братьям Кириллу и Мефодию после их жаркой молитвы в монастыре тайный, сокровенный смысл каждой буквы, отражающей звук славянской речи, ее Божественную сущность.

Святые равноапостольные просветители и учители родились в начале IX века в городе Солунь – одном из главных городов Византийской империи, который был расположен на берегу Эгейского моря. Отец их был болгарин, а мать – гречанка. Семья была знатной и благочестивой. Святой Мефодий — старший из семи братьев, святой Константин (Кирилл – его монашеское имя) – самый младший. Почти 10 лет святой Мефодий был правителем в одном из подчиненных Византийской империи славянских княжеств и там выучил славянский язык. Потом он принял монашество в одном из монастырей горы Олимп.

Святой Константин с малых лет отличался большими способностями и учился вместе с малолетним императором Михаилом у лучших учителей Константинополя, в том числе у Фотия – будущего Патриарха Константинопольского. Он в совершенстве постиг все науки своего времени и многие языки, особенно прилежно изучал творения святителя Григория Богослова. Окружающие дивились его таланту и трудолюбию. В «Житии» говорится, что он «в три месяца овладел всей грамматикой и за иные взялся науки, научился же и Гомеру, и геометрии, и у Льва и у Фотия диалектике, и всем философским учениям. И так изучил их все, как не изучал ни один из иных, так как скорость в нем и прилежание слились, помогая одна другой». За свой ум и выдающиеся познания святой Константина называли Философом (в переводе — мудрым). Закончив учебу, он был посвящен в сан иерея и вскоре назначен хранителем патриаршей библиотеки при Храме Святой Софии, но вскоре покинул столицу и тайно ушел в монастырь. Однако его разыскали, вернули в столицу и назначили учителем философии в высшей Константинопольской школе.

Мудрость и сила веры совсем еще молодого Константина были столь велики, что ему удалось победить в прениях вождя еретиков-иконоборцев Анния. После этой победы император послал его на диспут для прений о Святой Троице с сарацинами (мусульманами). Святой Константин победил и в этом духовном споре. Вернувшись, он удалился к своему брату, святому Мефодию, на Олимп, где проводил время в непрестанной молитве и чтении творений святых отцов.

Вскоре император вызвал обоих святых братьев из монастыря и отправил их к хазарам для евангельской проповеди (Хазария – государство на территории Северного Кавказа, Приазовья, большей части Крыма). Во время путешествия они остановились в Корсуни (Херсонесе). В «Житии» говорится, что там «Константин нашел Евангелие и Псалтирь, написанные русскими письменами, и человека нашел, говорящего на том языке, и беседовал с ним, и понял смысл этой речи, и, сравнив ее со своим языком, различил буквы гласные и согласные, и, творя молитву Богу, вскоре начал читать и излагать их, и многие удивлялись ему, хваля Бога». После этого святые братья отправились к хазарам, где одержали победу в прениях с иудеями и мусульманами, проповедуя Евангельское учение. Вернувшись в Константинополь, святой Мефодий получил игуменство в небольшом монастыре Полихрон, а святой Константин остался в столице.

Вскоре к императору пришли послы от моравского князя Ростислава с просьбой прислать в Моравию учителей, которые могли бы проповедовать слово Божие на родном для славян языке. Император призвал Константина и сказал ему: «Необходимо тебе идти туда, ибо лучше тебя этого никто не выполнит». Святой Константин с постом и молитвою приступил к новому подвигу. С помощью своего брата Мефодия и учеников Горазда, Климента, Саввы, Наума и Ангеляра он составил славянскую азбуку и перевел на славянский язык книги, без которых не могло совершаться богослужение: Евангелие, Апостол, Псалтирь и избранные службы. Это вызвало гнев немецких епископов, считавших, что богослужение может совершаться только на еврейском, греческом и латинском языках. Святой Константин ответил им: «Вы признаете лишь три языка, достойных того, чтобы славить на них Бога. Но Давид вопиет: «Пойте Господеви вся земля, хвалите Господа вси языцы, всякое дыхание да хвалит Господа!», и в Святом Евангелии сказано: «Идите научите вся языки». Разрешил этот спор Папа Римский, утвердив богослужение на славянском языке, а переведенные братьями книги приказал положить в римских церквах и совершать литургию на славянском языке.

Находясь в Риме, святой Константин занемог и, в чудесном видении извещенный Господом о приближении кончины, принял схиму с именем Кирилл. Через 50 дней после этого равноапостольный Кирилл скончался 14 февраля 869 года в возрасте 42 лет. Мощи его были положены в церкви святого Климента, где от них стали происходить чудеса.

Его дело продолжил святой Мефодий, который до дня своей кончины, 6 апреля 885 года, распространял богослужебные книги на славянском языке, на который он перевел Ветхий Завет, Номоканон (Правила святых отцов) и святоотеческие книги (Патерик).

Те труды, которые положили святые Кирилл и Мефодий в дело христианизации славянских народов, неоценимы. Благодаря им мы имеем великолепный язык, на котором восхваляем Господа. Все учащиеся обращаются к ним в своих молитвах для разумения преподаваемых наук.

Священномученик Ермоген, патриарх Московский

и всея России, чудотворец

ЕрмогенИмя этого святого хорошо известно всем, кто знает историю России. Деятельность патриарха Ермогена совпала с трудным для Русского государства периодом — нашествием самозванца Лжедимитрия и польского короля Сигизмунда III. Когда самозванец подошел к Москве и расположился в Тушино, патриарх Ермоген направил два послания тем русским боярам, которые предали Отечество. «…Вы забыли обеты православной веры нашей, в которой мы родились, крестились, воспитались и возросли, преступили крестное целование и клятву стоять до смерти за дом Пресвятой Богородицы и за Московское государство и припали к ложно-мнимому вашему царику… Посмотрите, как Отечество наше расхищается и разоряется чужими, какому поруганию предаются святые иконы и церкви, как проливается кровь неповинных, вопиющая к Богу. Вспомните, на кого вы поднимаете оружие: не на Бога ли, сотворившего вас? не на своих ли братьев? Не свое ли Отечество разоряете?… Заклинаю вас именем Бога, отстаньте от своего начинания, пока есть время, чтобы не погибнуть вам до конца».

Не услышали! И снова священномученик взывает: «Бога ради, познайте себя и обратитесь, обрадуйте своих родителей, своих жен и чад, и всех нас; и мы станем молить за вас Бога…».

Вскоре самозванец был убит, но в Москве оставались поляки и с ними изменники.  Патриарх Ермоген рассылает грамоты, призывающие русский народ освободить Москву. Поляки подожгли заключили патриарха в Чудовом монастыре. Оттуда он в последний раз обратился со своим посланием, благословив освободительную войну против захватчиков. Девять долгих месяцев продолжалось заточение в Чудовом монастыре, девять долгих месяцев физических страданий.

17 февраля 1612 года Ермоген, патриарх Московский и всея России, чудотворец, скончался как мученик: умер от голода. В памяти современников он остался как твердый и ревностный в вере мудрый пастырь.

12 (25) мая – прославление священномученика Ермогена, патриарха Московского и всея России, чудотворца. В этот день в 1913 году он был причислен к лику святых (священномучеников).

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37


Комментирование закрыто.