Святые

26 февраля – память священномученика Зосимы Трубачева

Священномученик Зосима Трубачев – один из тех  православных пастырей, которые были расстреляны и погребены в общем могильнике Бутовского полигона под Москвой. Каким же был его земной путь?

 Батюшка родился в 1893 году в Вологодской губернии (ныне Архангельская область), в семье сельского диакона. Он и три его брата получили образование в духовном училище, а Зосима продолжил обучение в Вологодской духовной семинарии. В 1914 году его направили в Московскую духовную академию. За год до окончания академии он вступил в брак с Клавдией Санковой  — дочерью железнодорожного мастера.24марта 1918 года  он был рукоположен во диакона, а 8 мая того же года —  во священника патриархом Тихоном в Троицком соборе Троице-Сергиевой Лавры.

Священномученик Зосима тесно связан с нашим Вятским краем. Дело в том, что его  направили в Богородице-Рождественский храм села Подосиновец Никольского уезда Вологодской губернии (сейчас Кировская область). Здесь незадолго до приезда отца Зосимы претерпел мученическую кончину один из Вятских святых – протоиерей  Николай Подьяков, который был настоятелем Прихода Богородице-Рождественского храма.

         Батюшка Зосима был истинным пастырем: он посещал больных в отдалённых селениях, проводил  воскресные беседы с прихожанами.  объяснял основы православной веры, помогал нуждающимся. На Рождество в его доме устраивалась ёлка для детей. На праздник Крещения водоосвящение происходило на реке Юг. Летом водосвятные молебны совершались перед храмом, на огромном камне-валуне.

Много пришлось претерпеть ему: ведь его священническое служение проходило в годы, когда власть жестоко боролась с Церковью. Так, например, когда отец Зосима стал настоятелем Прихода Введенского храма в городе Иваново-Вознесенск, он не подчинился требованию  отменить крестные ходы. Во время ночной пасхальной службы, когда с пением «Воскресение Твое, Христе Спасе, Ангели поют на небесех…» священство и верующие вышли из храма, их стали теснить атеисты, выкрикивая ругательства и угрозы. Батюшку, как и всех священнослужителей,  охраняли прихожане храма – ивановские рабочие. Они, взявшись за руки, оцепили процессию и не допустили избиения верующих. Отец Зосима  не боялся угроз властей, по воскресеньям, после вечернего богослужения, проводил беседы на религиозные темы, привлекая к ним всех служивших в храме священников, призывал не бояться исповедовать Христа, приводил примеры из жизни  мучеников.

Конечно, такая активная деятельность священника не могла остаться незамеченной: вскоре последовали аресты, ссылка, исправительно-трудовой  лагерь. После этого ему запретили служить, и батюшка работал счетоводом, управлял хором.  В 1934 году закончился срок его высылки. Его направляют в храм села Раменье, потом настоятелем Прихода Казанского храма в городе Мароярославец. Здесь он окормляет ссыльных монахинь и священников.

26 января 1938 года священномученика Зосиму Трубачева арестовали  по обвинению в «активной контрреволюционной работе». Он был заключён в Таганскую тюрьму. Батюшка  категорически отказался признать себя виновным. Но, несмотря на это, 19 февраля Особая  тройка УНКВД по Московской области вынесла приговор — расстрел.  13 (26) февраля 1938 года отец Зосима был расстрелян и погребён в общем могильнике Бутовского полигона под Москвой.

На Юбилейном Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви в августе 2000 года батюшка был причислен к лику святых новомучеников и исповедников Российских.

  По материалам православных сайтов и изданий.

8 марта Святая Церковь празднует обретение мощей   святой блаженной Матроны Московской

В 1998 году по благословению  Патриарха Алексия II были обретены мощи святой блаженной Матроны Московской – одной из наиболее почитаемых русских святых. По её молитвам Бог посылает верующим помощь в житейских  бедах и скорбях.

Господь наделил  старицу Матрону многими дарами. Об этом мы можем прочитать в её житии.

Дар святой Матроны Московской

На семнадцатом году жизни Матрона Московская «обезножила», внезапно, будто от удара. Сама она видела в этом испытание веры и говорила, что ей был указан и человек — женщина, сознательно причинившая ей зло по ненависти к тем, кто угождает Богу молитвой. Матрона приняла болезнь как крест Христов, не без воли Божией посылаемый. В телесном страдании ей было дано почувствовать то, что испытывал апостол Павел: изобилие благодати при крайней немощи плоти.

Прозорливость её поражала. Одну посетительницу Матрона Московская обличала в утаённом грехе: та в голодное время продавала сиротам и неимущим несвежее и нечистое молоко, другой  приоткрыла, что задуманное ею дело не сбудется – и материалы заготовлены, и средства есть, но возведению новой колокольни помешает революция, третьему же советовала поскорее продать имение и уехать за границу. В редких случаях, когда её советами пренебрегали, события заставляли об этом сожалеть. Понадеялся помещик Яньков на то, что «пересидит» волнения в глубинке, и не избежал преждевременной смерти, оставив бесприютной сиротой единственную дочь. Однажды она сказала своей матери

 — Я сейчас уйду, а завтра будет пожар, но Ты не сгоришь.

Действительно, утром начался пожар, чуть ли не вся деревня сгорела, затем ветер перекинул огонь на другую сторону деревни – дом матери остался цел.

К ней везли больных и расслабленных: помолится, подаст воды, и, казалось, неизлечимо больной человек после продолжительного и глубокого сна встаёт совершенно здоровым. Сама же Матрона не признавала за собой никакой чудотворной силы: «Что, Матронушка Бог, что ли? Бог во всем помогает». Это и возводило её в ранг евангельского врача: не ради корысти лечила она людей и помогала, сама довольствуясь лишь необходимым, а для прославления имени Божия, и не своими силами, а через молитвенное обращение к Господу. За это Матрону ненавидели «целители» и ворожеи, колдуны и оккультисты, «соревновавшие» ей и бессильные. Матрона Московская упреждала людей от уклонения на путь «легкой помощи»: помочь – «помогут», да только временно, а цену поставят непомерную – душу, Богом сотворённую, бессмертную.

Мощи святой старицы Матроны находятся в московском Покровском монастыре.

16 марта – память великомученика  Феодора Тирона

Это переходящее празднование в субботу первой седмицы Великого поста.  Великомученик Феодор Тирон, христианский святой, жил в конце II – начале III веков, во времена императора-язычника Максимилиана. Феодор  был воином, открыто исповедовавшим веру во Христа. В ту пору воины были обязаны приносить жертвы языческим божествам. Феодору тоже приказали принести жертву, но он отказался. За то, что исповедал себя христианином, великомученик был заключён в тюрьму и обречён на голодную смерть.  Но, придя через некоторое время, стражники увидели, что он  жив. Тогда ему вновь предложили совершить жертвоприношение. Он снова отказался. После этого его жестоко пытали, но святой Феодор Тирон  не отрёкся от Христа. Мучители приговорили его к сожжению на костре.  Останки великомученика,  не повреждённые огнём, попросила христианка Евсевия и погребла в своём доме в городе Евхаит. Позднее его мощи были перенесены в Константинополь.

Спустя пятьдесят лет после кончины Феодора император Юлиан Отступник приказал градоначальнику Константинополя окроплять в первую седмицу Великого поста все съестные припасы на рынках идоложертвенной кровью. Это было жестоким издевательством  над верующими.  Тогда святой Феодор явился  во сне архиепископу и  повелел сказать  всем христианам, чтобы никто не покупал ничего на рынках и чтобы все ели варёную пшеницу с медом.

В память этого Церковь ежегодно совершает празднование святому великомученику Феодору Тирону  в субботу первой седмицы Великого поста. А накануне, в пятницу, в наших храмах было совершено благословение колива, которое раздали прихожанам.

Православные чтут память великомученика Феодора Тирона и обращаются к нему за молитвенной помощью  об отыскании украденного, о защите  от воров, о заступничестве за вдов и сирот, о сострадании к нищим, беззащитным.

Память его совершается  также 17 февраля (2 марта).

16 апреля – память Никиты исповедника,

игумена обители Мидикийской

Преподобный Никита Исповедник, игумен обители Мидикийской, родился в Кесарии Вифинской (северо-запад Малой Азии) в благочестивой семье. Мать умерла на 8-й день после его рождения, и отец, по имени Филарет, постригся в монахи. Ребёнок остался на попечении бабушки, воспитавшей его в истинно христианском духе. С юношеских лет святой Никита прислуживал в церкви и находился в послушании у отшельника Стефана. По его благословению святой Никита направился в Мидикийский монастырь, где игуменом был святой Никифор (память 13 марта).

Через семь лет добродетельной жизни в монастыре, славившемся строгостью устава, преподобный Никита был рукоположен во пресвитера. Преподобный Никифор, зная святую жизнь молодого инока, поручил ему управление обителью, так как сам был тяжело болен. Не жалея сил, преподобный Никита стал заботиться о процветании и благоустройстве монастыря. Личным примером строгой монашеской жизни он наставлял братию. Вскоре слава о высокой жизни насельников обители привлекла туда многих, ищущих спасения. Через несколько лет число монахов увеличилось до 100 человек.

Когда преподобный Никифор в глубокой старости отошёл ко Господу, братия единодушно избрала игуменом преподобного Никиту. Господь удостоил святого Никиту дара чудотворения. По его молитве глухонемому отроку возвратился дар речи; две бесноватые женщины получили исцеление; лишённому рассудка вернулся разум, и многие другие больные исцелялись от своих недугов. В те годы при императоре Льве Армянине (813 — 820) возобновилась иконоборческая ересь и усилилось гонение на святые иконы. Православные епископы изгонялись и ссылались. В Царьграде в 815 году был созван собор еретиков, на котором они свергли с престола святого Патриарха Никифора (806 — 815; + 828), а на его место избрали еретика из мирян Феодота. На место сосланных и заключённых православных епископов были также поставлены еретики. Император призвал к себе игуменов всех монастырей и пытался привлечь их к иконоборческой ереси. В числе призванных был и преподобный Никита, который твёрдо стоял за православное исповедание. По его примеру все игумены остались верны почитанию святых икон. За это их посадили в темницу. Преподобный Никита мужественно претерпевал все испытания и поддерживал твердость духа в других заключённых.

Тогда император и лжепатриарх Феодот решили хитростью уловить упорствующих. Им объявили, что император дарует всем свободу и разрешает поклонение иконам при одном условии: если они примут Причащение от лжепатриарха Феодота. Долго сомневался преподобный, может ли он вступить в церковное общение с еретиком, но другие узники умолили его причаститься вместе с ними. Уступая их мольбам, преподобный Никита пошёл в храм, где для обмана исповедников были выставлены иконы, и принял Причастие. Но когда он вернулся к себе в монастырь и увидел, что гонение на иконы продолжается, то раскаялся в своём поступке, вернулся в Константинополь и стал безбоязненно обличать иконоборческую ересь. Все уговоры императора были им отвергнуты. Преподобный Никита вновь был заточен в темницу, где пробыл шесть лет, до кончины императора Льва Армянина. Там, перенося голод и скорби, преподобный Никита силой своих молитв совершал чудеса: по его молитве Фригийский царь без выкупа отпустил двух пленников; три человека, потерпевших кораблекрушение, о которых молился преподобный Никита, были волнами выброшены на берег. В 824 году при новом императоре Михаиле (820 — 829) преподобный Никита отошёл ко Господу. Тело преподобного было с почестями погребено в монастыре. Впоследствии его мощи стали источником исцелений для приходящих поклониться святому исповеднику.

                                                       По материалам православных сайтов.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41


Комментирование закрыто.