Святые

23 июля – память преподобного Антония Печерского, Киевского, начальника всех русских монахов

Преподобный Антоний родился в 983 году недалеко от Чернигова. В юности он достиг Афона, принял там постриг и стал самым послушным, усердным  и старательным иноком в монастыре. Спал он на жёсткой постели, поднимался  задолго до восхода  и молился. Игумен обители, в которой находился Антоний, по внушению Бога отправил его на Русь, поняв, что Антоний – великий подвижник. По откровению свыше, святой Антоний пришёл к пещере, находящейся на одном из киевских холмов и стал в ней вести жизнь, посвящённую молитве и духовным трудам. Скоро люди заговорили о молодом отшельнике, который питается лишь чёрным хлебом, запивает его водой и постоянно молится.

Люди стали приходить к подвижнику за благословением, некоторые оставались с ним. В числе первых были святые Никон и Феодосий. Когда число братии достигло двенадцати, решено было выкопать большую пещеру, устроить в ней церковь и кельи для иноков. Сам же святой Антоний удалился из обители и выкопал себе новую пещеру. Но и там стали собираться иноки. Так образовались ближний и дальний пещерные монастыри, ставшие духовным центром Руси. Каждое утро к Антониевой пещере собирались с разных земель Руси больные люди. «Старче, умоляем тебя, исцели нас от наших болезней!» – просили они. Антоний возлагал руки на голову больного, и наступало выздоровление. Антоний не хотел  мирской славы и потому скрывал, что обладает силой врачевания.

Прожив многотрудную жизнь подвижника, преподобный Антоний отошёл ко Господу в 1073 году.

Именем преподобного Антония  названы Ближние пещеры Киево-Печерской Лавры и пещеры черниговского Троице-Ильинского монастыря.

 По материалам православных изданий.

6 августа – память мучеников благоверных князей Российских Бориса и Глеба, во Святом Крещении Романа и Давида

Святая Церковь называет мучениками тех святых, которые приняли мученическую смерть или потерпели гонения за Господа Иисуса Христа, за веру в него. Именно такую смерть приняли благоверные князья Российские Борис и Глеб, во Святом Крещении Роман и Давид.

Святые Борис и Глеб  были младшими сыновьями святого равноапостольного князя Владимира. Братья родились незадолго до Крещения Руси и  были воспитаны в христианском благочестии. Святой  Борис был хорошо образован, любил читать Священное Писание, творения святых отцов и жития святых. Святой Глеб с раннего детства воспитывался вместе с братом и тоже мечтал  посвятить жизнь служению Богу. Братья были милосердны, добры: они видели пример своего отца — святого равноапостольного великого князя Владимира, который после принятия Таинства Крещения вёл христианский образ жизни.

Однако после смерти святого Владимира  его старший сын Святополк объявил себя великим князем Киевским и решил  убить младших братьев Бориса и Глеба. Дружина уговаривала Бориса пойти в Киев и занять великокняжеский престол, но он, не желая междоусобной распри, распустил свое войско: «Не подниму руки на брата своего, да еще на старшего меня, которого мне следует считать за отца!». Святой помнил заповедь Божию о любви к ближнему и  не захотел нарушать её.  Он не стал скрываться и так же, как мученики первых веков христианства, с готовностью встретил смерть. Убийцы настигли его, когда он молился за утреней в воскресный день 24 июля (ст.ст.)  1015 года в своем шатре. Они ворвались в шатер и пронзили князя копьями. Ещё дышавшего Бориса убийцы завернули в полотно и повезли. Святополк, узнав, что он ещё жив, послал двух варягов убить Бориса. Тело мученика  тайно привезли в Вышгород и погребли у церкви святого Василия Великого. Святому мученику  было около 25 лет. Так же жестоко  слуги Святополка расправились со святым Глебом. Это произошло 5 сентября (ст.ст.) 1015 года.

Через четыре года великий князь Киевский Ярослав Мудрый разыскал останки святого Глеба и совершил их погребение в Вышгороде, в храме  святого Василия Великого, рядом с мощами святого князя Бориса. От мощей святых князей сразу же стали происходить исцеления и чудотворения: так, например, получил исцеление хромой сын жителя Вышгорода: святые Борис и Глеб явились ему во сне и осенили крестом больную ногу. Мальчик проснулся совершенно здоровым.

Святые благоверные князья  Борис и Глеб (в святом Крещении Роман и Давид) — первые русские святые, канонизированные как Русской, так и Константинопольской Церковью. Они не пожелали участвовать в междоусобной войне со своим старшим братом Святополком и кротко приняли мученическую смерть и простили своих убийц.

По материалам православных изданий.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37


Комментирование закрыто.