Святые
23 июля – память преподобного Антония Печерского, Киевского, начальника всех русских монахов
Преподобный Антоний родился в 983 году недалеко от Чернигова. В юности он достиг Афона, принял там постриг и стал самым послушным, усердным и старательным иноком в монастыре. Спал он на жёсткой постели, поднимался задолго до восхода и молился. Игумен обители, в которой находился Антоний, по внушению Бога отправил его на Русь, поняв, что Антоний – великий подвижник. По откровению свыше, святой Антоний пришёл к пещере, находящейся на одном из киевских холмов и стал в ней вести жизнь, посвящённую молитве и духовным трудам. Скоро люди заговорили о молодом отшельнике, который питается лишь чёрным хлебом, запивает его водой и постоянно молится.
Люди стали приходить к подвижнику за благословением, некоторые оставались с ним. В числе первых были святые Никон и Феодосий. Когда число братии достигло двенадцати, решено было выкопать большую пещеру, устроить в ней церковь и кельи для иноков. Сам же святой Антоний удалился из обители и выкопал себе новую пещеру. Но и там стали собираться иноки. Так образовались ближний и дальний пещерные монастыри, ставшие духовным центром Руси. Каждое утро к Антониевой пещере собирались с разных земель Руси больные люди. «Старче, умоляем тебя, исцели нас от наших болезней!» – просили они. Антоний возлагал руки на голову больного, и наступало выздоровление. Антоний не хотел мирской славы и потому скрывал, что обладает силой врачевания.
Прожив многотрудную жизнь подвижника, преподобный Антоний отошёл ко Господу в 1073 году.
Именем преподобного Антония названы Ближние пещеры Киево-Печерской Лавры и пещеры черниговского Троице-Ильинского монастыря.
По материалам православных изданий.
6 августа – память мучеников благоверных князей Российских Бориса и Глеба, во Святом Крещении Романа и Давида
Святая Церковь называет мучениками тех святых, которые приняли мученическую смерть или потерпели гонения за Господа Иисуса Христа, за веру в него. Именно такую смерть приняли благоверные князья Российские Борис и Глеб, во Святом Крещении Роман и Давид.
Святые Борис и Глеб были младшими сыновьями святого равноапостольного князя Владимира. Братья родились незадолго до Крещения Руси и были воспитаны в христианском благочестии. Святой Борис был хорошо образован, любил читать Священное Писание, творения святых отцов и жития святых. Святой Глеб с раннего детства воспитывался вместе с братом и тоже мечтал посвятить жизнь служению Богу. Братья были милосердны, добры: они видели пример своего отца — святого равноапостольного великого князя Владимира, который после принятия Таинства Крещения вёл христианский образ жизни.
Однако после смерти святого Владимира его старший сын Святополк объявил себя великим князем Киевским и решил убить младших братьев Бориса и Глеба. Дружина уговаривала Бориса пойти в Киев и занять великокняжеский престол, но он, не желая междоусобной распри, распустил свое войско: «Не подниму руки на брата своего, да еще на старшего меня, которого мне следует считать за отца!». Святой помнил заповедь Божию о любви к ближнему и не захотел нарушать её. Он не стал скрываться и так же, как мученики первых веков христианства, с готовностью встретил смерть. Убийцы настигли его, когда он молился за утреней в воскресный день 24 июля (ст.ст.) 1015 года в своем шатре. Они ворвались в шатер и пронзили князя копьями. Ещё дышавшего Бориса убийцы завернули в полотно и повезли. Святополк, узнав, что он ещё жив, послал двух варягов убить Бориса. Тело мученика тайно привезли в Вышгород и погребли у церкви святого Василия Великого. Святому мученику было около 25 лет. Так же жестоко слуги Святополка расправились со святым Глебом. Это произошло 5 сентября (ст.ст.) 1015 года.
Через четыре года великий князь Киевский Ярослав Мудрый разыскал останки святого Глеба и совершил их погребение в Вышгороде, в храме святого Василия Великого, рядом с мощами святого князя Бориса. От мощей святых князей сразу же стали происходить исцеления и чудотворения: так, например, получил исцеление хромой сын жителя Вышгорода: святые Борис и Глеб явились ему во сне и осенили крестом больную ногу. Мальчик проснулся совершенно здоровым.
Святые благоверные князья Борис и Глеб (в святом Крещении Роман и Давид) — первые русские святые, канонизированные как Русской, так и Константинопольской Церковью. Они не пожелали участвовать в междоусобной войне со своим старшим братом Святополком и кротко приняли мученическую смерть и простили своих убийц.
По материалам православных изданий.
23 августа – второе обретение и перенесение мощей преподобного Саввы Сторожевского, Звенигородского
Преподобный Савва был одним из первых учеников святого Сергия Радонежского. Он основал Богородице-Рождественский (Саввино-Сторожевский) монастырь, был его первым игуменом. Обладал дарами чудотворения и прозорливости. Общецерковное почитание святого установлено в 1547 году.
После октябрьского переворота, когда начались гонения на Церковь, святые мощи преподобного были вскрыты и осквернены. Прихожане Саввино-Сторожевского монастыря пытались защитить их от поругания и писали жалобы в наркоматы внутренних дел и юстиции, но это не помогло. 5 апреля 1919 года святые мощи преподобного Саввы увезли из монастыря на Лубянку.
Преподобный за несколько веков предвидел эти трагические события в истории нашей страны: «Придёт время, на земле люди забудут Бога и будут над Ним смеяться, к власти придет антихристова сила. Она выгонит меня из монастыря, но я совсем не уйду. Я переселюсь в другое место, где ещё часть людей не забудут Бога, и я буду за них молиться перед концом света».
Долгое время считалось, что святые мощи Звенигородского чудотворца утрачены навсегда, однако в начале девяностых годов XX века стало известно, что честную главу преподобного тайно хранили супруги Михаил Михайлович и София Дмитриевна Успенские. Михаила Михайловича, который был сотрудником Государственного исторического музея и членом комиссии по охране памятников архитектуры Московской области, в двадцатые годы вызвали на Лубянку. Один из сотрудников передал ему серебряное блюдо: «Возьмите это блюдо и передайте в музей, а то, что на блюде — останки Саввы Сторожевского — поместите, куда сочтете нужным». Святыня долгие годы хранилась у Успенских, а после смерти Михаила Михайловича его семья передала мощи священнику, который напутствовал Успенского перед смертью. 25 марта 1985 года святые мощи передали в московский Свято-Данилов монастырь — патриаршую и синодальную резиденцию, в алтарь храма Семи Вселенских соборов.
22–25 августа 1998 года Саввино-Сторожевский монастырь торжественно праздновал свое 600-летие. В честь этого события, по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II, честные мощи преподобного Саввы были торжественно перенесены в основанный им монастырь. Празднование юбилея началось утром 22 августа 1998 года в Троицком соборе Свято-Данилова монастыря. После Божественной литургии ковчег с мощами преподобного под колокольный звон и молитвенное пение пронесли крестным ходом до ворот монастыря, а потом колонна из пятнадцати автобусов и нескольких десятков автомобилей отправилась в Саввино-Сторожевский монастырь. В Звенигороде святые мощи пронесли крестным ходом от храма святого благоверного князя Александра Невского до монастыря, у ворот которого Святейший Патриарх Алексий II встретил многотысячный крестный ход и внёс святыню в обитель.
Святой Савва Сторожевский вернулся в свой монастырь, который и сегодня стоит, оберегаемый молитвами великого святого, и тысячи паломников приходят в эту обитель.
По материалам православных изданий и сайтов.
Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44