Святые

23 июля – память преподобного Антония Печерского, Киевского, начальника всех русских монахов

Преподобный Антоний родился в 983 году недалеко от Чернигова. В юности он достиг Афона, принял там постриг и стал самым послушным, усердным  и старательным иноком в монастыре. Спал он на жёсткой постели, поднимался  задолго до восхода  и молился. Игумен обители, в которой находился Антоний, по внушению Бога отправил его на Русь, поняв, что Антоний – великий подвижник. По откровению свыше, святой Антоний пришёл к пещере, находящейся на одном из киевских холмов и стал в ней вести жизнь, посвящённую молитве и духовным трудам. Скоро люди заговорили о молодом отшельнике, который питается лишь чёрным хлебом, запивает его водой и постоянно молится.

Люди стали приходить к подвижнику за благословением, некоторые оставались с ним. В числе первых были святые Никон и Феодосий. Когда число братии достигло двенадцати, решено было выкопать большую пещеру, устроить в ней церковь и кельи для иноков. Сам же святой Антоний удалился из обители и выкопал себе новую пещеру. Но и там стали собираться иноки. Так образовались ближний и дальний пещерные монастыри, ставшие духовным центром Руси. Каждое утро к Антониевой пещере собирались с разных земель Руси больные люди. «Старче, умоляем тебя, исцели нас от наших болезней!» – просили они. Антоний возлагал руки на голову больного, и наступало выздоровление. Антоний не хотел  мирской славы и потому скрывал, что обладает силой врачевания.

Прожив многотрудную жизнь подвижника, преподобный Антоний отошёл ко Господу в 1073 году.

Именем преподобного Антония  названы Ближние пещеры Киево-Печерской Лавры и пещеры черниговского Троице-Ильинского монастыря.

 По материалам православных изданий.

6 августа – память мучеников благоверных князей Российских Бориса и Глеба, во Святом Крещении Романа и Давида

Святая Церковь называет мучениками тех святых, которые приняли мученическую смерть или потерпели гонения за Господа Иисуса Христа, за веру в него. Именно такую смерть приняли благоверные князья Российские Борис и Глеб, во Святом Крещении Роман и Давид.

Святые Борис и Глеб  были младшими сыновьями святого равноапостольного князя Владимира. Братья родились незадолго до Крещения Руси и  были воспитаны в христианском благочестии. Святой  Борис был хорошо образован, любил читать Священное Писание, творения святых отцов и жития святых. Святой Глеб с раннего детства воспитывался вместе с братом и тоже мечтал  посвятить жизнь служению Богу. Братья были милосердны, добры: они видели пример своего отца — святого равноапостольного великого князя Владимира, который после принятия Таинства Крещения вёл христианский образ жизни.

Однако после смерти святого Владимира  его старший сын Святополк объявил себя великим князем Киевским и решил  убить младших братьев Бориса и Глеба. Дружина уговаривала Бориса пойти в Киев и занять великокняжеский престол, но он, не желая междоусобной распри, распустил свое войско: «Не подниму руки на брата своего, да еще на старшего меня, которого мне следует считать за отца!». Святой помнил заповедь Божию о любви к ближнему и  не захотел нарушать её.  Он не стал скрываться и так же, как мученики первых веков христианства, с готовностью встретил смерть. Убийцы настигли его, когда он молился за утреней в воскресный день 24 июля (ст.ст.)  1015 года в своем шатре. Они ворвались в шатер и пронзили князя копьями. Ещё дышавшего Бориса убийцы завернули в полотно и повезли. Святополк, узнав, что он ещё жив, послал двух варягов убить Бориса. Тело мученика  тайно привезли в Вышгород и погребли у церкви святого Василия Великого. Святому мученику  было около 25 лет. Так же жестоко  слуги Святополка расправились со святым Глебом. Это произошло 5 сентября (ст.ст.) 1015 года.

Через четыре года великий князь Киевский Ярослав Мудрый разыскал останки святого Глеба и совершил их погребение в Вышгороде, в храме  святого Василия Великого, рядом с мощами святого князя Бориса. От мощей святых князей сразу же стали происходить исцеления и чудотворения: так, например, получил исцеление хромой сын жителя Вышгорода: святые Борис и Глеб явились ему во сне и осенили крестом больную ногу. Мальчик проснулся совершенно здоровым.

Святые благоверные князья  Борис и Глеб (в святом Крещении Роман и Давид) — первые русские святые, канонизированные как Русской, так и Константинопольской Церковью. Они не пожелали участвовать в междоусобной войне со своим старшим братом Святополком и кротко приняли мученическую смерть и простили своих убийц.

По материалам православных изданий.

23 августа – второе обретение и перенесение мощей преподобного Саввы Сторожевского, Звенигородского

Преподобный Савва был одним из первых учеников святого Сергия Радонежского. Он основал Богородице-Рождественский (Саввино-Сторожевский) монастырь, был его первым игуменом. Обладал дарами чудотворения и прозорливости. Общецерковное почитание святого установлено в 1547 году.

После октябрьского переворота, когда начались гонения на Церковь, святые мо­щи пре­по­доб­но­го бы­ли вскры­ты и осквер­не­ны. При­хо­жане Сав­ви­но-Сто­ро­жев­ско­го мо­на­сты­ря пы­та­лись за­щи­тить их от по­ру­га­ния и пи­са­ли жа­ло­бы в нар­ко­ма­ты внут­рен­них дел и юс­ти­ции, но это не помогло. 5 ап­ре­ля 1919 го­да свя­тые мо­щи преподобного  Сав­вы увез­ли из мо­на­сты­ря на Лу­бян­ку.

Преподобный за несколько веков предвидел эти трагические события в истории нашей страны: «При­дёт вре­мя, на зем­ле лю­ди за­бу­дут Бо­га и бу­дут над Ним сме­ять­ся, к вла­сти при­дет ан­ти­хри­сто­ва си­ла. Она вы­го­нит ме­ня из мо­на­сты­ря, но я со­всем не уй­ду. Я пе­ре­се­люсь в дру­гое ме­сто, где ещё часть лю­дей не за­бу­дут Бо­га, и я бу­ду за них мо­лить­ся пе­ред кон­цом све­та».

Дол­гое вре­мя счи­та­лось, что свя­тые мо­щи Зве­ни­го­род­ско­го чу­до­твор­ца утра­че­ны на­все­гда, однако в на­ча­ле девяностых годов XX ве­ка ста­ло из­вест­но, что чест­ную гла­ву преподобного тай­но хра­ни­ли су­пру­ги Ми­ха­и­л Ми­хай­ло­ви­ч и Со­фия Дмит­ри­ев­на Успен­ски­е. Михаила Михайловича, который был со­труд­ником Го­судар­ствен­но­го ис­то­ри­че­ско­го му­зея и членом ко­мис­сии по охране па­мят­ни­ков ар­хи­тек­ту­ры Мос­ков­ской об­ла­сти, в двадцатые годы вызвали на Лубянку. Один из сотрудников передал ему серебряное блюдо: «Возь­ми­те это блю­до и пе­ре­дай­те в му­зей, а то, что на блю­де — остан­ки Сав­вы Сто­ро­жев­ско­го — по­ме­сти­те, ку­да со­чте­те нуж­ным». Святыня долгие годы хранилась у Успенских, а после смер­ти Михаила Михайловича его семья пе­ре­да­ла мо­щи свя­щен­ни­ку, ко­то­рый на­пут­ство­вал Успен­ско­го пе­ред смер­тью. 25 мар­та 1985 го­да свя­тые мощи пе­ре­да­ли в мос­ков­ский Свя­то-Да­ни­лов мо­на­стырь — пат­ри­ар­шую и си­но­даль­ную ре­зи­ден­цию, в ал­та­рь хра­ма Се­ми Все­лен­ских со­бо­ров.

22–25 ав­гу­ста 1998 го­да Сав­ви­но-Сто­ро­жев­ский мо­на­стырь тор­же­ствен­но празд­но­вал свое 600-ле­тие. В честь это­го со­бы­тия, по бла­го­сло­ве­нию Свя­тей­ше­го Пат­ри­ар­ха Мос­ков­ско­го и всея Ру­си Алек­сия II, чест­ные мо­щи преподобного Сав­вы бы­ли тор­же­ствен­но пе­ре­не­се­ны в ос­но­ван­ный им мо­на­стырь. Празд­но­ва­ние юби­лея на­ча­лось утром 22 ав­гу­ста 1998 го­да в Тро­иц­ком со­бо­ре Свя­то-Да­ни­ло­ва мо­на­сты­ря. После Божественной литургии ков­чег с мо­ща­ми пре­по­доб­но­го под ко­ло­коль­ный звон и мо­лит­вен­ное пе­ние про­не­сли крест­ным хо­дом до ворот мо­на­сты­ря, а потом ко­лон­на из пятнадцати ав­то­бу­сов и несколь­ких де­сят­ков ав­то­мо­би­лей от­пра­ви­лась в Сав­ви­но-Сто­ро­жев­ский мо­на­стырь. В Звенигороде святые мощи пронесли крестным ходом от храма святого бла­го­вер­но­го кня­зя Алек­сандра Нев­ско­го до монастыря, у  ворот которого Святейший Патриарх Алексий II встретил многотысячный крестный ход и внёс святыню в обитель.

Святой Савва Сторожевский вернулся в свой монастырь, который и сегодня стоит, оберегаемый молитвами великого святого, и тысячи паломников приходят в эту обитель.

         По материалам православных изданий и сайтов.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38


Комментирование закрыто.