Святые

4 февраля — Собор новомучеников

и исповедников Церкви Русской

«Днесь радостно ликует Церковь Русская, прославляющи новомученики и исповедники своя: святители и иереи, царственныя страстотерпцы, благоверныя князи и княгини, преподобныя мужи и жены и вся православныя христианы, во дни гонения безбожнаго жизнь свою за веру во Христа положившия и кровьми истину соблюдшия. Тех предстательством, долготерпеливе Господи, страну нашу в Православии сохрани до скончания века». Тропарь, глас 4.

4 февраля Святая Церковь совершает память новомучеников и исповедников  Церкви Русской, пострадавших в годину гонений на православную веру. Это были люди разных сословий, архипастыри и простые прихожане, мужчины и женщины. Они  не сломились, не приняли безбожия, остались верными Христу Спасителю, хранили  в себе каждое слово Господа и показали всему миру пример  преданности Богу,  пример истинной веры. XX век стал временем самого жестокого испытания для Русской Православной Церкви.

Среди тех, кто пострадал за веру Христову, были и Вятские святые, которые прославили нашу землю своим мужеством, стойкостью, твёрдостью. В 1918 году принял мученическую кончину священномученик протоиерей Михаил Тихоницкий. Прихожане уважали и очень ценили своего честного, отзывчивого пастыря, который учил их искреннему почитанию Бога, любви к Церкви и уважению к людям. Он был предан суду только за то, что прочитал во время богослужения послание Святейшего Патриарха Тихона. Чрезвычайная комиссия при трибунале постановила: «За распространение контрреволюционных воззваний священника Михаила Тихоницкого расстрелять». Приговор был приведен в исполнение в 1918 году.

Были казнены священномученики Прокопий Попов, Анатолий Ивановский, Николай Подьяков, Виктор Усов. Протоиерея Прокопия  Попова, который за свое 25-летнее служение был награждён орденом Святой Анны 3-й степени,  расстрелял карательный отряд по подозрению в контрреволюции. Только по подозрению!

Как белогвардейца арестовали протоиерея Анатолия  Ивановского —  заботливого пастыря для своих прихожан и для воспитанников приходских школ (ему была вручена медаль в память 25-летия церковно-приходских школ). Батюшку обвинили в том, что он «ведет агитацию против Советов даже проповедями». Преданность Богу и Его Церкви, верность своему долгу  были для него превыше всего. Священномученика Анатолия Ивановского расстреляли.

Священномученики Виктор  Усов и Николай Подьяков были казнены карательным отрядом. 10 сентября 1918 года, в одиннадцать часов вечера,  в дом отца Николая ворвались чекисты. Они предъявили ордер на арест батюшки, который в это время поднимался из подвала в дом. Чтобы он не смог бежать, один из солдат выстрелил священномученику  в ногу. Солдаты положили раненого на матерчатые носилки и вынесли из дома. При этом им пришлось разобрать часть окна, так как носилки не проходили в двери. Отца Николая поднесли к заранее выкопанной яме и заставили встать на колени. Его обвинили в контрреволюционных действиях —   в отказе помочь Красной Армии продовольствием. В последние минуты своей жизни  батюшка призвал всех к христианской любви и испросил у прихожан прощения. Вместе с отцом Николаем был расстрелян и священник Виктор Усов.

Пострадали за Христа преподобный  Александр (Уродов), исповедник, преподобный Матфей Яранский, епископ Глазовский Виктор (Островидов).

Архимандрит Александр (в миру Георгий Андреевич Уродов) был настоятелем Санаксарского монастыря (избран братией 20 июля 1915 года). 27 марта 1918 года его арестовали. На допросе виновным себя не признал, но трибунал постановил выслать его из монастыря.  3 апреля 1922 г. он был назначен наместником Семиезерной пустыни Казанской епархии с возведением в сан архимандрита. 31 октября 1928 г. – новый арест и приговор: три года концлагеря и три года ссылки на Урал. После концлагеря и ссылки отец Александр оказался в Вятской епархии,  где и подвизался в течение 26 лет. 14 августа 1961 года, достигнув глубокой старости, архимандрит Александр отошёл ко Господу. Его святые мощи ныне пребывают в Санксарском монастыре.

Была казнена за православную веру мученица Нина Кузнецова, в доме которой нашли приют братия и игумены упраздненного монастыря.  Когда закрыли собор в её родном Лальске,  мученица стала писать в Москву решительные письма, отправила ходоков и действовала так  твердо и неотступно, что собор вернули православным. 31 октября 1937 года её арестовали. 23 ноября 1937 года «тройка» НКВД приговорила мученицу Нину к восьми годам заключения в исправительно-трудовом лагере и отправили в один из лагерей Архангельской области, где она умерла в мае 1938 года.

Вятские святые, как и многие тысячи новомучеников и исповедников Церкви Русской, прошли через страшные издевательства и мучения за веру, готовы были умереть, но остаться христианами. Преподобный Ефрем Сирии в своем «Похвальном слове славным мученикам, во всем мире пострадавшим» указывает следующие признаки мученика: преданность Богу, мужество, незлобие к мучителям, готовность отвергнуться себя самого и всего своего ради Христа. Именно эти качества проявились в жизненном подвиге новомучеников и исповедников.

29 апреля – память святой мученицы Галины

Святая мученица Галина  жила во времена страшных гонений на христиан.  Её духовным наставником был  мученик Кодрат. Его мать, благочестивая Руфина,  как и другие христиане, вынуждена была скрываться от гонителей-язычников в горах, в неприступном месте. Там у неё родился сын, но вскоре она умерла. И тогда Сам Господь стал охранять и оберегать мальчика. Происходили поистине удивительные события: так, например, истекала сладкая роса из облака, которое спускалось на младенца.  А потом люди нашли его, забрали в город. Господь помог ему рано овладеть чтением и письмом. Повзрослев, святой Кодрат  постиг искусство лечения людей. Но не только телесные недуги врачевал он. Святой исцелял душевные раны тех, кто шёл к нему даже тогда, когда он удалился в пустыню.

У святого Кодрата было много учеников и учениц. Среди них была и мученица Галина, которая впитывала в себя духовные наставления своего учителя. Она родилась в Греции, в городе Коринфе (Коринф в то время — главный город Ахаии, в которой проповедовал апостол Павел).  Встреча с Кодратом  помогла святой Галине обрести веру в Бога, она стала христианкой.

Император – язычник приказал схватить святого Кодрата и его учеников  и  заключить их  в темницу. Среди них были и мученицы Галина, Хариесса, Калиса, Нунехия, Василисса, Ника, Феодора и другие женщины, которые добровольно пошли на страдания за Христа. Они могли укрыться, но не сделали этого. Сам же святой старец  Кодрат и его ученики (Леонид, Киприан, Дионисий и другие) подверглись страшным истязаниям: их привязали за ноги  к колесницам и волочили по городу, забрасывали камнями, а потом казнили отсечением головы. Мученики помолились и стали подходить к палачу, склонив головы под занесённый меч.

А  мученика Леонида и святых  мучениц: Галину, Хариессу, Калису, Нунехию, Василиссу, Нику, Феодору и других —  язычники бросили в море, не сомневаясь в том, что они утонут в его бушующих волнах. Но Господь даровал чудо: святые мученики не утонули, а на глазах изумлённых мучителей  пошли по воде, как по суше. Сила их веры была столь велика, что в эти минуты они пели духовные гимны. Язычники догнали их на корабле, повесили на шеи камни и утопили. Случилось это  16 (29) апреля 258 года.

По материалам православных изданий и сайтов.

14 мая – память благоверной Тамары, царицы Грузинской

Благоверная  Тамара  является любимейшей святой в Грузии. И это  не случайно. То, что сделала она для  духовного просвещения  своего народа и для укрепления государства, невозможно переоценить.
Святая благоверная Тамара родилась около 1165 года. Она происходила из древней грузинской династии Багратидов. С 1178 года  стала соправительницей своего отца, Георгия III. В  1184 году её отец скончался, и представители высшей знати пришли к Тамаре, чтобы та, будучи «по уму сознательной, разумной и знающей», приняла царство в свои руки. Время её царствования известно как золотой век грузинской истории. Царица Тамара отличалась высоким благочестием и, продолжая начинания своего деда, святого благоверного царя Давида III Возобновителя, способствовала широкому распространению веры Христовой по всей Грузии, строительству храмов и монастырей.

С самого начала своего царствования Тамара проявила недюжинный ум, что проявилось, прежде всего, в назначении самых достойных людей на высшие государственные должности. Сразу после своего избрания святая Тамара выразила волю, чтобы был созван церковный собор. Обращаясь к священнослужителям, она сказала: «О, святые отцы, исследуйте хорошо всё и утвердите прямое и изгоните кривое. Не будьте лицеприятны в отношении князей из-за их богатства и не пренебрегайте нищими из-за скудности. Вы словом, а я делом, вы учением, а я поучением, вы наставлением, а я установлением подадим все друг другу руку помощи, чтобы сохранить Божьи законы непоруганными».

Царица сделала всё для того, чтобы в её царствование чин церковной службы выполнялся сполна, по предписанию Типикона и по Уставу палестинских монастырей. Став правительницей Грузии, благоверная Тамара строила новые храмы, жертвовала большие средства монастырям, освободила Церковь от оброков и податей, заботилась о благоустроении  храмов. Уникальным памятником XII века является высеченный в скале монастырский комплекс Вардзиа в Джавахети. Это город-крепость, который состоит из нескольких сот пещер. Поблизости от Вардзии расположен также высеченный в скале Ваханский монастырь.

В 1204 г. правитель Румского султаната Рукн-эд-Дин обратился к царице Тамаре с требованием отказа Грузии от христианства и принятия ислама. Царица Тамара отвергла это требование, и в исторической битве близ Басиани грузинское войско разбило коалицию мусульманских государств.

Последние годы жизни она провела в пещерном монастыре Вардзиа. Она жила в келье, сообщавшейся через  оконце с храмом. Оттуда она во время богослужений могла возносить молитвы к Богу.  Скончалась царица  Тамара мирно в 1213 году и была причислена к лику святых. Правление святой благоверной царицы Тамары – это  время процветания Грузии, которая добилась такой славы и такого могущества, каких не было никогда. Любовь православного грузинского народа к ней была безмерна. Такой же безмерной стала скорбь, когда  она отошла в мир иной: «Погасло солнце Грузии», и веселье грузин сменилось горем, «земле, обеспложенной от соли, уподобились уста их».

Память её празднуется дважды: 14 мая, день преставления, и в Неделю жен-мироносиц (переходящее празднование).

 

29 июня – перенесение мощей святителя Феофана, Затворника Вышенского

Святитель Феофан Затворник — выдающийся просветитель  Русской Православной Церкви. Особое внимание уделял он духовному, нравственному возрастанию человека. Он оказал огромное влияние на нравственное возрождение  общества. В своих трудах святитель учил основам православной веры, говорил об огромном значении молитвы как важнейшего пути  в деле христианского спасения.

Святитель Феофан (в миру Георгий Васильевич Говоров)  родился в 1815 году в Орловской губернии в семье священника и с детства определил свой путь. Окончив  Киевскую духовную  академию, он принял монашество с именем Феофан, был назначен преподавателем Санкт-Петербургской духовной академии. Святитель  побывал на Святой Горе Афон, был в монашеских обителях, беседовал со старцами, с душевным волнением читал древние рукописи – писания святых отцов. Святитель Феофан преподавал в Санкт-Петербургской духовной академии,  в Олонецкой духовной семинарии,  был настоятелем посольской церкви в Константинополе, ректором Санкт-Петербургской духовной академии, а потом епископом  Тамбовский и Шацкий. В своей епархии он открывает церковноприходские и воскресные школы, женское епархиальное училище.

Но он избрал для себя новый духовный подвиг: всё сильнее и сильнее его влечёт уединённая монашеская жизнь. Он подаёт прошение, которое удивило многих, но настойчивое желание святителя  было удовлетворено. В июне 1866 года его  назначили настоятелем в Вышенскую пустынь Тамбовской губернии, но в 1872 году он  ушёл в затвор сначала на время поста, затем на целый год, а потом – в полный затвор.  Устроив у себя в келье домовую Богоявленскую церковь, он служил в ней в воскресные и праздничные дни, а последние одиннадцать лет — ежедневно.

Он оставил православным многие свои творения: «Толкование апостольских посланий», «Начертание христианского нравоучения», «Письма о христианской жизни» и др.

Святитель мирно почил 6  (19) января 1894 года, в праздник Крещения Господня. По воспоминаниям современников, при облачении на лице его просияла блаженная улыбка. Погребли его  во Владимирском приделе  Казанского собора в  Вышенской пустыни. В советские годы монастырь был разорён, но по воле Божией в 1972 мощи святителя были чудесным образом обретены. Их тайно перевезли  в Свято-Троицкую Сергиеву Лавру, где по благословению архимандрита Кирилла (Павлова) они были замурованы в стене Успенского собора, неподалёку от того места, где сейчас покоится Святейший Патриарх Пимен.

В 1988 году святитель Феофан был канонизирован  как подвижник веры и благочестия, оказавший огромное влияние на духовное возрождение общества своими  творениями. 29 июня 2002 года торжественным крестным ходом, в присутствии Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II, мощи были перенесены в возрожденную Свято-Успенскую Вышенскую женскую пустынь. И сегодня православные со всего мира едут в монастырь, чтобы поклониться святым мощам великого Затворника Вышенского.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38


Комментирование закрыто.