Святые

23 декабря – память святителя Иоасафа, епископа Белгородского

Святитель Иоасаф родился в Прилуках (Полтавская губерния)  8 (21) сентября 1705 года, на праздник Рождества Пресвятой Богородицы. При крещении назван Иоакимом. Он происходил из древнего благочестивого  рода Горленковых. С детства он хотел связать свою жизнь со служением Господу и, несмотря на просьбы близких, которые мечтали о военной карьере сына, отказался от мирской жизни. В 1727 году он был пострижен в монахи  с именем Иоасаф.

Он много послужил во славу Господа и Православной Церкви. 2 июня 1748 года в Петропавловском соборе Петербурга архимандрит Иоасаф был хиротонисан во епископа Белгородского. Вступив на архиерейскую кафедру, святитель строго следил за состоянием храмов, за правильностью совершения Богослужения и особенно нравственностью паствы. Большое внимание он уделял образованию духовенства, правильному соблюдению ими устава и церковных традиций.

Будучи епископом Белгородским,  был строгим и в то же время заботливым архипастырем. Он отличался тем, что очень много помогал бедным. Перед праздниками он сам и его келейник  тайно приносили в дома нуждающихся деньги и одежду. Сам же он жил, не имея ничего. Так, после его кончины у него нашли всего несколько  медных монет. Святитель был ревностным молитвенником пред Богом, со слезами совершал Божественную литургию. Иоасаф Белгородский все силы отдавал архипастырскому служению, не щадя своего здоровья. Перед своей кончиной принял Таинство Елеосвящения, причастился и 10 (23) декабря 1754 года отошел ко Господу. Прославление святителя Иоасафа состоялось 4 (17) сентября 1911 года.

По материалам православных изданий и сайтов.

 

Святитель Пётр, митрополит Киевский, Московский и всея Руси, чудотворец

3 января Русская Православная Церковь чтит память святителя Петра, всея России чудотворца. Современники считали его выдающимся церковным и общественным  деятелем и ставили  в один ряд со святителями Василием Великим, Григорием Богословом и Иоанном Златоустом.

Ещё до его рождения Господь открыл его матери в сонном видении, что её сын будет избранником Божиим. В 12 лет Пётр пришёл в монастырь, стал исполнять послушания. Будущий митрополит очень любил читать Священное Писание, а ещё он стал учиться иконописи. Написанные им иконы раздавали монахам и паломникам.  Вскоре он был рукоположен в иеромонаха, а потом попросил благословения игумена на уединённую жизнь. Он поселился на берегу реки Рата, и очень скоро к нему стали приходить иноки. Здесь был основан Новодворский монастырь, игуменом которого стал святитель Пётр. Об этом монастыре и его добродетельном игумене узнавали православные, живущие далеко от этих мест, и шли в монастырь. Даже князь Галицкий Юрий приходил сюда, чтобы послушать духовные наставления игумена. Был здесь и митрополит Владимирский Максим, которому святой Пётр подарил икону Успения Пресвятой Богородицы. Икону написал он сам. До конца своей жизни митрополит Максим молился пред этим образом Божией Матери.

А потом по Божией воле  добродетельный игумен стал митрополитом Владимирским и  всея Руси. Сама Богородица сказала об этом игумену Геронтию, который отправился в Константинополь за назначением на Русскую митрополию: «Напрасно трудишься, сан святительский не достанется тебе. Тот, кто написал Меня, Ратский игумен Пётр, возведён будет на престол Русской митрополии». Так и случилось.  С многими трудностями столкнулся митрополит. Но для него самым главным, помимо укрепления единства Церкви,  было духовное просвещение верующих. Во время постоянных объездов епархий он неустанно учил  народ и духовенство строгому хранению христианского благочестия. Враждовавших князей он призывал к миролюбию и единству. В 1312 году святитель совершил поездку в Орду, где получил от хана Узбека грамоту, охранявшую права русского духовенства.

А в 1325 году произошло важное для церковной жизни событие: кафедра Первосвятителя была перенесена из Владимира в Москву. По его благословению в Московском Кремле в августе 1326 года был заложен собор в честь Успения Пресвятой Богородицы. Много потрудился святитель во славу Божию, но пришёл его час отшествия в вечность. 21 декабря  (3 января) 1326 года святитель Петр отошёл к Господу и был погребён в Успенском соборе в каменном гробу, который он сам приготовил. Через 13 лет, в 1339 году, при святителе Феогносте, он был причтен к лику святых. У гроба святителя князья целовали крест в знак верности великому князю Московскому. О нем постоянно упоминают русские летописи, ни одно значительное государственное начинание не обходилось без молитвы у гроба святителя Петра.

По материалам православных изданий и сайтов.

4 января — память великомученицы Анастасии Узорешительницы

Святая Анастасия была римлянкой и пострадала за Христа во время жестоких гонений на христиан. Отец её был язычником, мать – тайной христианкой. Учителем святой Анастасии был христианин Хрисогон. Выйдя замуж, она втайне от мужа посещала заключённых в темницы христиан. Узнав об этом, муж жестоко наказал её и запретил выходить из дома. Она написала своему учителю о том, что произошло, и он посоветовал ей терпеть и приготовиться к служению Господу. А ещё он предсказал ей скорую гибель мужа. Так и случилось. После гибели мужа святая Анастасия  раздала своё имущество нищим, снова стала посещать  тюрьмы, ещё больше помогая узникам терпеть муки страшного заключения. Многих ей удалось выкупить. Но вот однажды император Диоклетиан приказал доставить к нему Хрисогона — учителя Анастасии. Она тайно последовала за ним. Император пытался склонить Хрисогона к отречению от Христа, но тот оставался непреклонным. Диоклетиан приказал отрубить ему голову и бросить в море.

После мученической смерти учителя  святая Анастасия начала странствовать и везде служила, прежде всего, узникам. Её стали называть Узорешительницей, потому что святая помогла многим  заключённым в темницы христианам освободиться от тяжких уз. В Иллирии великомученица Анастасия была схвачена, её пытались уморить голодом (она провела в темнице без еды 60 дней), утопить, но Господь чудесным образом избавлял её от смерти. После долгих истязаний святую Анастасию крестообразно растянули между четырьмя столбами над разведённым костром. Её тело, не повреждённое огнем, благочестивая женщина Аполлинария похоронила в саду.

В V веке мощи святой Анастасии были перенесены в Константинополь, где во имя её был построен храм. Позднее главу и десницу великомученицы перенесли в созданный неподалеку от Святой Горы Афон монастырь святой Анастасии Узорешительницы.

Перед образом святой заключённые и их близкие молятся об освобождении, к ней обращаются также с просьбами   об укреплении веры, об обретении душевного спокойствия. По молитве, обращённой к святой Анастасии, Господь помогает найти правильный путь в жизни и решить многие проблемы. Верующие молятся также об исцелении от разных недугов.

По материалам православных изданий и сайтов.

12 января – память святителя Макария, митрополита Московского и всея Руси

Святитель Макарий  родился в Москве, в благочестивой православной семье, и был крещён в честь Архистратига Божия Михаила. Уже в юности он избрал для себя путь монашества и стал послушником Рождества Богородицы Пафнутиево-Боровского монастыря.  При постриге был назван Макарием в честь православного пустынника Макария Египетского. В 1523 году стал игуменом Лужецкого Богородицкого монастыря в Можайске, в 1526 году – архиепископом Новгородским и Псковским. Здесь он много потрудился во славу Божию, стремясь возводить и благоукрашать храмы.

19 марта 1542 года святитель был возведён на митрополичий престол. Именно митрополит Макарий венчал Иоанна Грозного на царство.  Он благословил царя идти на Казань и предсказал победу. При нём состоялись два собора, на которых были прославлены несколько русских святых и составлены их жития, состоялся знаменитый Стоглавый Собор Русской Православной Церкви. Много сделал он и для развития книгопечатания на Руси. Современники отмечали и удивительную любовь митрополита к людям, доброе отношение к ним независимо от их материального положения и социального статуса.

Много потрудившись во славу Божию, «преосвященный же дивный святитель и пастырь Русския митрополия Всея Русии предаде душу свою в руце Живаго Бога, Егоже возлюби из младых ногтей и взем ярем Его последова невозвратным помыслом».  Случилось это 31 декабря 1563 г.  Когда перед выносом тела открыли его лицо, то оно было «яко свет сияя, за его чистое, и непорочное, и духовное, и милостивое житие и за прочая добродетели, не яко мертвецу, но яко спяща видети». Все дивились этому чудному видению, вознося славу Богу, прославившему Своего угодника. «Блаженны, умирающие в Господе; ей, говорит Дух, они успокоятся от трудов своих, и дела их идут вслед за ними» (Откр. 14, 3).

     По материалам православных изданий и сай

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36


Комментирование закрыто.