Святые

26 октября (8 ноября) празднуется память святого великомученика Димитрия Солунского

%d1%81%d0%be%d0%bb%d1%83%d0%bd%d1%81%d0%ba%d0%b8%d0%b9Родители святого великомученика были тайными христианами. В домовой церкви они крестили сына и воспитали его как христианина. Отец его был римским проконсулом в Солуни, то есть лицом, наделенным властью. Когда отец умер, римский император назначил Димитрия  проконсулом, и он мог бы жить благополучно, обеспеченно и безбедно, обладая достаточно большой властью. Но святой, будучи христианином, избрал для себя иной путь.

Он сделал все для того, чтобы жители  Солуни (город в Греции, современное название – Салоники) приняли христианство. Великомученик стал искоренять языческих идолов и идолопоклонство. Римский император Максимиан, узнав об этом, приказал схватить его и истязать. Готовясь к смерти, Димитрий раздал свое имущество бедным, а сам предался молитве и посту. Когда его бросили в темницу и стали жестоко пытать,  святой не предал своей веры. Тогда егоказнили. Святитель Димитрий Ростовский в житии  великомученика Димитрия Солунского пишет: «Лишь только забрезжилось утро 26 октября, в темницу к Димитрию вошли воины; они застали святого мужа стоявшим на молитве и тут же устремились на него и пронзили копьями. Так предал сей исповедник Христов в руки Создателя чистую и святую душу свою». Христиане погребли его тела, а верный слуга Лупп «благоговейно взял ризу своего господина, орошенную его честною кровью, в которой омочил перстень. Сею ризою и перстнем он сотворил много чудес». С VII века его мощи стали источать миро, которое обладает целительными свойствами.   Особенно почитали святого великомученика Димитрия Солунского славянские народы. Православные воины почитали его одним из своих покровителей.

По материалам православных изданий и сайтов.

28 октября (10 ноября) – память святителя Димитрия, митрополита Ростовского

%d0%b4%d0%bc%d0%b8%d1%82%d1%80%d0%b8%d0%b9Святитель, который оставил неизгладимый след в истории Русской Православной Церкви, родился в 1651 году в местечке  Макарово, расположенном недалеко от Киева, в благочестивой семье  Саввы и Марии Туптало. При Крещении его нарекли Даниилом.  Обучаясь грамоте дома, он проявил удивительные способности, был принят в знаменитое Киевское братское училище и радовал наставников не только способностью к учению, но и истинным увлечением богословием, поэзией и риторикой.  Потом Даниил  стал послушником киевского Кирилловского монастыря, пострижен в монахи с именем Димитрий в честь святителя Димитрия Солунского, а вскоре был посвящен в сан иеродиакона.

О том, что 25-летний иеродиакон увлечен исторической наукой и богословием, узнал архиепископ Черниговский Лазарь. Он призвал его к себе в Чернигов, возвел в сан иеромонаха и дал послушание проповедовать в кафедральном соборе. С этого времени началась известность святителя как проповедника.   Образные, яркие проповеди привлекали толпы людей. Вскоре самые разные приходы и обители захотели послушать его толкования Писания и призывы к покаянию. Но в 1684 году он был призван к составлению житий святых, и это стало главным делом всей его жизни.

В 16-м веке митрополит Макарий составил великие Четьи-Минеи, но Церкви требовалось общедоступное описание житий святых. Дни и ночи, до полного истощения сил святитель пребывал в этом послушании. Душа его полюбила угодников Божиих, и они иногда сами открывались ему в таинственных сновидениях.

В 1701 году Петр I  вызвал его в Москву, а местоблюститель патриаршего престола митрополит Стефан Яворский рукоположил его в митрополита Сибирского и Тобольского. Но слабое здоровье святителя не позволило ему совершить долгий и небезопасный путь в Тобольск. Царь посетил больного архиерея и повелел перевести его на вновь открывшуюся Ростовскую кафедру.

1 марта 1702 года, во вторую неделю Великого поста, епископ Димитрий взошел на кафедру Троицкого собора Ростова, заменив скончавшегося митрополита Иоасафа. «Я пришел к вам с любовью, не скажу, как отец к чадам, но как брат к братьям, как друг к любезным друзьям», — так обратился Владыка к своей пастве. И все оставшиеся до кончины годы он подтверждал эти слова своими трудами: открыл в Ростове училище на 200 семинаристов, вложив свои средства, сам  преподавал некоторые предметы, писал молитвы, акафисты, составил для Казани две службы в честь чудотворной иконы Богородицы и святых мучеников Казанских.  Святитель хотел, чтобы Дух Господень принизывал все сферы человеческой деятельности. Его произведения читали величайшие русские писатели: А.С.Пушкин, Н.В.Гоголь, Л.Н.Толстой и многие другие.

За два года Владыка закончил последнюю часть житий святых. Он очень хотел написать историю древней Церкви, но не успел. В день своего покровителя, великомученика Димитрия Солунского, святитель отслужил свою последнюю литургию, но был уже не в силах говорить проповедь. Вечером от позвал к себе певчих, послушал их пение и, провожая, поклонился им до земли. А на рассвете его нашли уже почившим. Он стоял на коленях, словно продолжая молитву. Рано утром колокольный звон возвестил о его кончине. Было это в октябре 1709 года. Согласно завещанию он был погребен в Яковлевском монастыре. Провожало Владыку великое множество людей. Приехала из Москвы вдова государя Иоанна Алексеевича – царица Параскева с дочерьми, миряне и духовенство потоками шли поклониться в последний раз тому, кто всю Россию наделил своими знаниями. Непрерывно шли и бедные, нищие, которым он помогал и одеждой, и пищей. Семинаристы чувствовали себя осиротевшими.

Через сорок три года были обретены его святые мощи, от которых начали совершаться исцеления. В 1763 году Святейший Синод причислил Димитрия Ростовского к лику святых.

                                                  По материалам православных изданий.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38


Комментирование закрыто.