Святые

Святая  мученица Людмила

0033233Святая Людмила жила в конце IX-начале  X  века,  была супругой  богемского (чешского)  князя Боривоя. Чешский народ еще не был крещен, и только около 871 года Боривой и его супруга приняли Святое Крещение. Крестил их святой равноапостольный Мефодий, архиепископ Моравский, просветитель славян. Благочестивые супруги, крестившись,  сделали все, чтобы просветить свой народ  Христовой верой. Жители княжества приняли Святое Крещение, стали христианами. Благочестивая княжеская чета стремилась к тому, чтобы их подданные жили по духовным, нравственным законам, данным нам Господом Иисусом Христом.

Но прошло время, умер Боривой. Святая Людмила переносила свое горе с полной преданностью воле Божией, вела строгую и благочестивую жизнь, помогала бедным, неимущим людям. После смерти Боривоя княжеский престол занял его сын Вратислав, который тоже был христианином, но его жена Драгомира по-прежнему придерживалась языческих обычаев, хотя и была крещена. Хроники сохранили сведения  о том, что она была злой гордячкой. Вот поэтому Вратислав, зная характер  супруги,  доверил воспитание своего сына Вячеслава святой Людмиле, которая смогла привить внуку христианские добродетели. Однако случилась беда: умер Вратислав, а потому править княжеством от имени своего сына стала Драгомира, так как Вячеслав еще был очень молод. Она хотела вернуть язычество, стала отменять порядки, введенные Боривоем и Людмилой.  Княгиня-христианка решила не допустить попрания святой веры и сделала все, чтобы отстранить Драгомиру от правления. Она настояла, чтобы сам Вячеслав управлял княжеством. Тщеславная Драгомира оскорбилась и задумала жестоко отомстить свекрови. Видя ненависть невестки, святая Людмила уехала из Праги в город Течин. Однако Драгомира нашла ее  и там. Она подослала убийц, которые ворвались во дворец, когда святая Людмила молилась  в своих покоях, и задушили мученицу. Произошло это в 927 году, в ночь с 15 (28) на 16 (29) сентября.

На месте погребения мученицы почти сразу же начали совершаться чудотворения и исцеления.  Князь Вячеслав распорядился торжественно перенести нетленные мощи своей святой бабушки в Прагу. В 1143-1144 г.г.  она была канонизирована (причислена к лику святых).

Память мученицы Людмилы Святая Церковь празднует 16 (29) сентября.

Святые мученицы Вера, Надежда, Любовь и мать их София

 %d0%b2%d0%b5%d1%80%d0%b0-%d0%bd%d0%b0%d0%b4%d0%b5%d0%b6%d0%b4%d0%b0-%d0%bb%d1%8e%d0%b1%d0%be%d0%b2%d1%8c«Торжествует Церковь первородных,  и свеселится приемля матерь о  чадех веселящуюся, яже яко мудрости тезоименитая тройственным богословским добродетелем равночисленныя породи. Тыя с мудрыми девами зрит уневестившияся Жениху Богу Слову, с нею и мы духовне в памяти их свеселимся, глаголюще: Троицы поборницы, Веро, Любве и Надеждо,  в вере, любви и надежде утверждайте нас».

 Этой священной песнью Православная Церковь прославляет мучениц Веру, Надежду, Любовь и мать их Софию, чей жизненный путь является примером христианской преданности Господу.

Во II веке, при императоре Адриане, в Риме жила благочестивая вдова София, у которой были три дочери, носившие имена важнейших христианских добродетелей: старшая – Вера, средняя – Надежда, младшая – Любовь. Это было время страшных гонений на христиан. Нечестивый император Адриан всячески преследовал тех, кто исповедовал Господа нашего Иисуса Христа. Несмотря на это, премудрая мать, лишившись мужа после рождения третьей дочери, посвятила жизнь христианскому воспитанию своих дочерей. Отличаясь ревностью к богослужению, чтению Священного Писания и молитве, они не скрывали своей веры.

Об этом донесли императору, и он потребовал их к себе. Мать и дочери, помолившись Богу, взялись за руки, подобно сплетенному венку, и пошли на страдания за Христа.

Мучитель император спросил их о вере, и святая София открыто исповедовала Господа Иисуса Христа, Сына Божия. Своих дочерей она, не страшась гнева императора, тоже назвала христианками. Тогда Адриан обратился к Вере, которой было 12 лет, Надежде (10 лет) и Любови (9лет), обещая им за отречение от Бога земные блага. На это святые девы единодушно ответили, что они любят Господа и желают за Него пострадать.

Разгневанный император предал юных дев на страшные, жестокие мучения. Сначала старшую, Веру, били, жгли огнем и варили в кипящем масле, но Господь хранил ее, а она, невредимая, славила и хвалила Бога. Тогда ей усекли мечом главу. После Веры стали мучить Надежду. Жестокие палачи подвесили ее и стали строгать ее тело железными когтями. Тело ее падало кусками на землю, кровь лилась потоком, но от ран исходило чудное благоухание, а лицо сияло улыбкой. Так утешала и просвещала Надежду благодать Духа Святого. После чудовищных истязаний десятилетней отроковице также отсекли голову. Младшая, Любовь, тоже прошла свой мученический путь. Господь даровал девятилетней девочке такие силы, что она смогла претерпеть жесточайшие пытки. Сначала ее били палками, потом разожгли печь и хотели бросить туда, но святая сила вошла в нее, и огонь не причинил ей никакого вреда, опалив при этом ее палачей. И превозносилось имя Христово, а нечестивые были посрамлены. Мучители усекли святую отроковицу мечом. Так свершилась смерть юных христианских мучениц. А мать? Что же она? Плакала? Рыдала? Нет, она совершила свой материнский подвиг, возблагодарив Господа за то, что Он избрал ее дочерей, возлюбив их.

Взяв честные тела своих дочерей, святая мученица София положила их в  гроб, поставила его на погребальную колесницу и предала земле. Три дня провела святая София на могиле дочерей, усердно молясь Господу. В этом состоянии она предала дух свой Богу, отойдя к дочерям своим. Верующие с честью похоронили ее. Церковь чтит святую мать как мученицу, потому что если не телом, то сердцем своим она претерпела ужаснейшие страдания за Христа, видя бесчеловечные истязания дочерей. Кончина благочестивого семейства последовала в 137 году. С 777 года их святые мощи покоятся в Эльзасе.

Жизнь мучениц и их смерть за Христа являются примером для нас, православных христиан, для которых вечными духовными ценностями стали вера, надежда и любовь. Именно об этом говорит святой апостол Павел в первом послании к Коринфской Церкви, определяя эти добродетели, три стихии жизни христианской как важнейшие для человека. Без них не может обходиться душа, как тело не может существовать без воздуха, воды и пищи. «Но любовь из них большая», — говорит тот же апостол. Любовь является основой жизни, возвышает человека, дает ему силы. В ней проявляются лучшие качества человеческой души. Истинная любовь самоотверженна, деятельна, милосердна, бескорыстна. Этому учит нас Христос, и так Он любит нас. А мы? Такою ли любовью мы воздаем Богу за все благодатные дары, которыми Он ущедряет нас?

Любовь к Богу, прежде всего, строится на любви к ближнему. «Не любящий брата своего, которого видит, как может любить Бога, которого не видит», — свидетельствует великий апостол любви Иоанн Богослов (1Ин, 4: 20).

Прочным фундаментом истинной любви является вера. Апостол Павел говорит, что «без веры угодить Богу невозможно» (Евр. 11: 6). Вера освящает весь жизненный путь христианина, ведет его к истинной цели бытия и даже в глубине мрачной могилы показывает ему начало новой, светлой, блаженной жизни. Для искренне верующего христианина нет ничего страшного в настоящей жизни. Все ее тяготы, несчастья, злоключения и самые жестокие смертные страдания он способен перенести благодушно, со светлой радостью и непобедимым терпением, как показывает пример Веры, Надежды, Любови, матери их Софии и других святых мучеников —  подвижников христианских. Вера в Господа – это путь к спасению: «Душевными очима ослеплен, к Тебе, Христу, прихожду, яко слепый от рождения; покаянием зову Ти: Ты сущий во тьме свет пресветлый» (кондак по 6-й песни канона, глас 4).

Вера дает надежду, прежде всего, на спасение. Надежда рождает в человеке уверенность, душевное спокойствие, нравственное благополучие, помогает преодолевать жизненные преграды. И надежда наша основывается на уверенности в том, что «очи Господни обращены к праведным и уши его к молитве их» (1Пет. 3:12).

Три величайшие христианские добродетели даровал нам Спаситель, и мы вновь и вновь восклицаем: «Троицы поборницы, Веро, Любве и Надеждо, в вере, любви и надежде утверждайте нас».

Память святых мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии Церковь празднует 17 (30) сентября.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37


Комментирование закрыто.