Святые

Серафим саровский1 августа (н.с.) Святая Церковь празднует обретение нетленных мощей преподобного Серафима Саровского (в миру Прохор Мошнин), которое произошло в 1903 году, спустя 70 лет после его смерти. Преподобный Серафим – один из самых почитаемых на нашей земле святых. Еще при жизни его знала и любила  вся Россия. Родился будущий великий подвижник веры 19 июля (1 августа) 1759 года в городе Курске в благочестивой купеческой семье. Уже в детстве его жизнь была отмечена знамениями милости Божией. Он чудесным образом остался жив, когда однажды случайно упал с колокольни. Потом отрок тяжело заболел, но опять случилось удивительное: его матери в видении явилась Пресвятая Богородица  и сказала, что он будет исцелен. Так и случилось. По Курску несли икону Божией Матери, к которой его приложили, — он выздоровел.

С раннего детства он ходил на  церковные службы, вместе со сверстниками читал Священное Писание и жития святых, но больше всего любил в уединении молиться и читать Евангелие. А потому, когда он выбрал монашество, служение Господу, мать благословила его простым медным крестом, с которым он не расставался всю жизнь.  Будущий святитель отправился в знаменитую Киево-Печерскую лавру. Там Прохора благословил на подвиг монашества старец Досифей. Он и место ему указал – Саровская пустынь. 20 ноября 1778 года Прохор  пришел в Саров, где настоятелем тогда был мудрый старец, отец Пахомий. Он ласково принял юношу и назначил ему в духовники старца Иосифа. Под его руководством Прохор проходил многие послушания в монастыре: был келейником старца, пономарем,  трудился в хлебне,  просфорне и столярне. Все послушания он усердно выполнял, считая их служением Самому Господу.

Пробыв восемь лет послушником в Саровской обители, Прохор принял иноческий постриг с именем Серафим, что значит «пламенный». Это имя в полной мере отражало главное  в нем– пламенную любовь святого к Господу, его стремление служить Ему. Через год Серафим был посвящен в сан иеродиакона. Он ежедневно служил в храме, непрестанно совершая молитвы и после службы. Господь сподобил преподобного благодатных видений во время церковных служб: неоднократно он видел святых Ангелов, сослужащих братии. Особенного благодатного видения преподобный сподобился в Великий Четверг, во время Божественной литургии, которую совершали настоятель отец Пахомий и старец Иосиф. Когда после тропарей преподобный произнес «Господи, спаси благочестивыя» и, стоя в Царских вратах, навел орарь на молящихся с возгласом «и во веки веков», его внезапно осенил светлый луч. Подняв глаза, преподобный Серафим увидел Господа Иисуса Христа, идущего по воздуху от западных дверей храма, в окружении Небесных Бесплотных Сил. Дойдя до амвона, Господь благословил всех молящихся и вступил в местный образ справа от Царских врат. Преподобный Серафим, с  восторгом  глядя на удивительное, чудесное  явление, не мог ни слова проговорить, ни сойти с места. Его увели под руки в алтарь, где он, потрясенный случившимся,  простоял еще три часа. После видения преподобный усилил подвиги: днем он трудился в обители, а ночи проводил в молитве в лесной пустынной келье. В возрасте 39 лет великий подвижник  поселился в глухом лесу. Так начинается его непрерывное духовное восхождение: подвиги пустынножительства, столпничества (то есть молитвенного стояния на камне) в течение 1000 дней и ночей,  подвиг безмолвия (в течение 3 лет).  Святитель просит Господа о том, чтобы никто не мешал его уединению. По молитве преподобного  дорогу в его пустынную келью преградили огромные сучья вековых сосен. Теперь только птицы и дикие звери были рядом с ним. Хорошо известен и тот факт, что к его лесной келье приходил медведь, которого он кормил  тем, что  у него было, и зверь не причинял батюшке никакого вреда.

Преподобный держал очень строгий пост: ел один раз в сутки, а в среду и пятницу совершенно воздерживался от пищи. В первую неделю Святой Четыредесятницы он не принимал пищи до субботы, когда причащался Святых Тайн. «Страсти истребляются страданием и скорбью, или произвольными, или посылаемыми Промыслом», — говорил он.  Около трех лет батюшка Серафим  питался только одной травой, которая росла вокруг его кельи.

А потом по велению Пресвятой Богородицы он принимает на себя подвиг старчества.  Слава о великом подвижнике веры распространилась по всей России, и сотни верующих, которым нужны были духовные помощь и поддержка, стали приходить к нему за советом и утешением.  Свои наставления преподобный сопровождал исцелениями, пророчествами и чудесами. Главный же дар, который он получил за свою безграничную любовь к Богу, — это всеобъемлющая любовь к ближним.  Она была бесконечна! «Христос воскресе, радость моя!» — с этими словами святитель  встречал каждого, кто к нему приходил.  Он  видел сердца людей и молитвой исцелял душевные и телесные болезни. Приходившие к преподобному Серафиму чувствовали его великую любовь, а его слова «радость моя, сокровище мое»,  с которыми он обращался к ним, люди сохраняли в душе на долгие годы. С батюшкой было связано многое  поистине удивительного: так, например, один человек, исцеленный им,  видел его стоявшим в воздухе во время молитвы. Святой строго запретил рассказывать об этом ранее его смерти.

Однажды случилась беда:  на батюшку Серафима напали разбойники. Подойдя к святому, работавшему на огороде, они  стали требовать от него деньги. У преподобного в это время был в руках топор, он мог бы обороняться, но не захотел этого делать, вспомнив слова Господа: «Взявшие меч мечом погибнут» (Мф. 26, 52). Разбойники стали бить старца, обухом проломили голову, сломали несколько ребер, потом, связав его, хотели бросить в реку, но сначала обыскали келью, надеясь найти деньги, однако  ничего не нашли, кроме иконы и нескольких картофелин. Они устыдились своего злодеяния и ушли. Батюшка Серафим, придя в сознание, дополз до кельи и, жестоко страдая, пролежал всю ночь. Наутро с великим трудом он добрел до обители. Братия ужаснулись, увидев израненного подвижника. Восемь суток пролежал преподобный, страдая от  боли. Увидев страшные раны, врачи были изумлены, что он остался жив после таких побоев.  И опять случилось чудо: к святителю явилась Богородица с апостолами Петром и Иоанном и даровала ему исцеление. После этого случая он около пяти месяцев находился в обители, а затем опять ушел в пустынную келью. Оставшись навсегда согбенным, преподобный ходил, опираясь на посох, однако своих обидчиков простил.

Преподобный Серафим стал одним из величайших святителей земли русской. Обладая даром пророчества, он предсказал многое из того, что позднее довелось испытать России. Он пользовался уважением как простых русских людей, так и представителей высших кругов российского общества. За год и десять месяцев до своей кончины, в праздник Благовещения, преподобный Серафим еще раз сподобился явления Царицы Небесной. Пресвятая Богородица явилась ему в сопровождении Крестителя Господня Иоанна, апостола Иоанна Богослова и двенадцати дев —  святых мучениц и преподобных. Пресвятая Дева долго беседовала с преподобным, поручая ему дивеевских сестер. Закончив беседу, Она сказала ему: «Скоро, любимиче Мой, будешь с нами». Свидетелем этого события стала одна из дивеевских монахинь.

В 1833 году преподобный Серафим мирно отошел ко Господу. 1 (14) января  он в последний раз пришел в больничную Зосимо-Савватиевскую церковь к литургии и причастился Святых Тайн, после чего благословил братию и простился, сказав: «Спасайтесь, не унывайте, бодрствуйте, днесь нам венцы готовятся». 2  (15) января келейник преподобного в шестом часу утра вышел из своей кельи, направляясь в церковь, и почувствовал запах гари, исходивший из кельи  преподобного. Там всегда горели свечи, и батюшка не раз  говорил: «Пока я жив, пожара не будет, а когда я умру, кончина моя откроется пожаром». Когда открыли двери, оказалось, что тлели книги и другие вещи, а сам преподобный стоял на коленях перед своей любимой иконой Божией Матери «Умиление», но уже бездыханный.  Его похоронили  на том месте, которое он сам указал при жизни, — близ алтаря Успенского собора.

Неустанный подвиг и огромная, непостижимая  любовь батюшки Серафима к каждому человеку сделали преподобного великим подвижником, чье имя просияло на всю страну. Сегодня к мощам святого по-прежнему нескончаемым потоком стекаются верующие люди, которые по молитвам преподобного Серафима, Саровского чудотворца, получают помощь от Бога.

2 (15) января – преставление (1833 г.), второе обретение мощей преподобного Серафима, Саровского чудотворца.

 19 июля (1 августа) – обретение (1903 г.) мощей преподобного Серафима, Саровского чудотворца.

6 августа – память мучеников благоверных князей Бориса и Глеба, во Святом Крещении Романа и Давида

Борис и ГлебОни были младшими сыновьями святого равноапостольного князя Владимира. Братья родились незадолго до Крещения Руси и  были воспитаны в христианском благочестии. Святой  Борис был хорошо образован, любил читать Священное Писание, творения святых отцов и жития святых. Святой Глеб с раннего детства воспитывался вместе с братом и так же мечтал  посвятить жизнь служению Богу. Братья были милосердны, добры: они видели пример своего отца — святого равноапостольного великого князя Владимира, который после принятия Таинства Крещения вел христианский образ жизни.

Однако после смерти святого Владимира  его старший сын Святополк объявил себя великим князем Киевским и решил  убить младших братьев Бориса и Глеба. Дружина уговаривала Бориса пойти в Киев и занять великокняжеский престол, но он, не желая междоусобной распри, распустил свое войско: «Не подниму руки на брата своего, да еще на старшего меня, которого мне следует считать за отца!». Святой помнил заповедь Божию о любви к ближнему и  не захотел нарушать ее.  Он не стал скрываться и так же, как мученики первых веков христианства, с готовностью встретил смерть. Убийцы настигли его, когда он молился за утреней в воскресный день 24 июля (ст.ст.)  1015 года в своем шатре на берегу реки Альты. Они ворвались в шатер и пронзили князя копьями. Еще дышавшего Бориса убийцы завернули в полотно и повезли. Святополк, узнав, что он еще жив, послал двух варягов убить его. Тело мученика  тайно привезли в Вышгород и погребли у церкви святого Василия Великого. Борису было около 25 лет. Так же жестоко  слуги Святополка расправились со святым Глебом. Это произошло 5 сентября (ст.ст.) 1015 года.   Через четыре года великий князь Киевский Ярослав Мудрый разыскал останки святого Глеба и совершил их погребение в Вышгороде, в храме  святого Василия Великого, рядом с мощами святого князя Бориса. От мощей святых князей сразу же стали происходить исцеления и чудотворения: так, например, получил исцеление хромой сын жителя Вышгорода: святые Борис и Глеб явились ему во сне и осенили крестом больную ногу. Мальчик проснулся совершенно здоровым.

 Святые благоверные князья-страстотерпцы Борис и Глеб (в святом Крещении Роман и Давид) — первые русские святые, канонизированные как Русской, так и Константинопольской Церковью. Они не пожелали участвовать в междоусобной войне со своим старшим братом Святополком и кротко приняли мученическую смерть и простили своих убийц.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37


Комментирование закрыто.