Святые
Святитель Иона, митрополит Московский
и всея России, чудотворец
В 1451 году на Русь пришла большая беда: неожиданно к Москве подошли монголо-татарские войска. Окрестности были сожжены, готовилось нападение на город. И тогда митрополит Московский и всея России Иона возглавил крестный ход по городским стенам, моля Господа и Пресвятую Богородицу о спасении столицы. И эти мольбы были услышаны: враги в страхе бежали, потому что в их рядах произошло неожиданное смятение. Случилось это 2 июля, в день Положения честной ризы Пресвятой Богородицы. В память об этом событии был воздвигнут храм в честь праздника Положения Ризы Пресвятой Богородицы, а православные жители Москвы еще раз убедились в том, как велика сила молитвы великого святителя – митрополита Ионы.
С самого детства святой был связан с храмом, с церковными богослужениями. Родился он в благочестивой православной семье в городе Галич. С юных лет будущий митрополит избрал для себя единственный путь – служение Господу. С ранних лет он стремился к иноческой жизни. В двенадцать лет он принял постриг в одном из монастырей родного Галича. Потом юный инок стал послушником московского Симонова монастыря. Он усердно и смиренно исполнял все монастырские послушания, много постился, молился, постоянно читал Священное Писание. Митрополитом Московским был в то время святитель Фотий, который, увидев молодого монаха, предсказал ему великое будущее. Так и случилось. Предсказание это исполнилось. Промыслом Божиим святитель Иона сначала стал епископом Рязанским и Муромским, а после смерти Фотия — митрополитом Московским и всея России.
Святитель Иона заботился, прежде всего, о чистоте нравов, о духовно-нравственном возрастании паствы, учил тому, что православный человек должен всегда помнить о важнейшем деле – спасении души, быть милосердным. Не забывал он и о монастырях, стараясь помогать им, требовал от братии строгого выполнения монашеских правил. Уже при жизни святителя по его молитвам совершались исцеления и чудотворения.
Одно из них – спасение Москвы от нашествия татар. Тогда, в 1451 году произошло еще одно удивительное событие. Во время крестного хода, когда митрополит и весь клир с молитвой обратились к Господу и Богородице, святитель увидел очень старого монаха, Антония, который был иноком Чудова монастыря. Его отличала строгая, добродетельная жизнь, особое усердие в молитве. Святитель Иона обратился к нему: «Сын и брат мой Антоний! Помолись милостивому Богу и Пречистой Богородице об избавлении города и всех православных христиан» и услышал ответ: «Великий святитель! Благодарим Бога и Пречистую Его Матерь: услышала Она молитвы твои и умолила Сына Своего, город и все православные христиане будут спасены по твоим молитвам. Враги скоро будут побеждены. Только мне одному суждено от Господа быть убитому врагами». И в этот же миг вражеская стрела пронзила его. А Москва, как и предсказал старец, была спасена.
Труды святителя Ионы были столь велики, что уже при жизни он снискал огромное уважение и любовь паствы. О своей кончине святитель узнал за несколько дней и отошел ко Господу в 1461 г.
Святые мощи его были обретены в 1472 г.
Память святителя Ионы, митрополита Московского и всея России, чудотворца, Святая Церковь празднует 15 (28) июня.
Святитель Феофан, Затворник Вышенский
Имя этого великого святого (в миру Георгий Васильевич Говоров) хорошо известно многим православным. Труды его – величайшее духовно-нравственное сокровище. Многие поколения верующих возрастали, впитывая в себя мудрость творений Затворника Вышенского.
Он родился в 1815 году в Орловской губернии. Отец был священником, и святитель также избрал для себя путь служения Господу. В 1841 году, после окончания Киевской духовной академии, он принял монашество с именем Феофан, был назначен преподавателем Санкт-Петербургской духовной академии. Огромное воздействие на него оказало посещение святых мест в Иерусалиме и на Святой Горе Афон. Святитель побывал в монашеских обителях, беседовал со старцами, с душевным волнением читал древние рукописи – писания святых отцов. Пребывание на Востоке помогло ему познакомиться с арабским и еврейским, греческим и французским языками.
Когда началась Крымская война, Русская Духовная Миссия вернулась в Россию. В своем Отечестве святой Феофан продолжил преподавательскую деятельность сначала в Санкт-Петербургской духовной академии, а позднее в Олонецкой духовной семинарии. К этому времени он уже был возведен в сан архимандрита, и в 1856 году его назначают настоятелем посольской церкви в Константинополе. После возвращения в Россию – новое ответственное поприще — ректор Санкт-Петербургской духовной академии, а потом епископ Тамбовский и Шацкий. Понимая, что его духовные чада нуждаются в образовании, епископ открывает церковноприходские и воскресные школы, женское епархиальное училище.
Профессор Московской духовной академии И.Н.Корсунский писал о том, что проповеди епископа Феофана отличались удивительной простотой и ясностью и оказывали «чрезвычайно сильное впечатление на слушателей». Его огромный духовный опыт, образованность, прекрасные человеческие качества снискали уважение паствы. Авторитет епископа Тамбовского и Шацкого был очень велик. Но святой думал о том, чтобы уйти в затвор, в это время его уже влекла уединенная монашеская жизнь. Он подал прошение, которое удивило многих, но настойчивое желание святителя было удовлетворено. Он избрал для себя новый духовный подвиг. В июне 1866 года святитель был назначен настоятелем в Вышенскую пустынь Тамбовской губернии, но уже в сентябре был уволен от управления монастырем по его же просьбе. В 1872 году он ушел в затвор, сначала на время поста, затем на целый год, а потом – в полный затвор. Устроив у себя в келье домовую Богоявленскую церковь, он служил в ней в воскресные и праздничные дни, а последние одиннадцать лет — ежедневно.
Именно в это время он пишет свои богословские труды, прежде всего, толкование Священного Писания и творений древних отцов. Огромной духовной силой наполнены его письма – ответы на вопросы его современников, обращавшихся к святому за помощью, за духовной поддержкой и наставлением. И сегодня мы читаем труды великого Затворника Вышенского, когда хочется получить ответ на волнующие нас вопросы, потому что его разъяснения, толкования очень понятны. Каждый может прочитать труды, оставленные нам святителем: «Толкование апостольских посланий», «Начертание христианского нравоучения», «Письма о христианской жизни» и др.
Святитель мирно почил 6 января 1894 года, в праздник Крещения Господня. По воспоминаниям современников, при облачении на лице его просияла блаженная улыбка. Погребен он во Владимирском приделе Казанского собора в Вышенской пустыни.
Канонизирован в 1988 году как подвижник веры и благочестия, оказавший глубокое влияние на духовное возрождение общества своими творениями. И сегодня православные со всего мира едут в монастырь, чтобы поклониться святым мощам великого Затворника Вышенского.
Память святителя Феофана, Затворника Вышенского, Святая Церковь празднует 6 (19) января, 10 (23) января. 16 (29) июня – перенесение мощей (2002 год).
Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44